Мои воспоминания о работе в Совете Экономической Взаимопомощи

Часть первая. Как это было.

Штаб-квартира СЭВ в Москве

Штаб-квартира СЭВ в Москве

В 60-е годы моя работа в Комиссии Президиума Совета Министров СССР (ВПК) стала приобретать более широкий профиль. Мне часто приходилось присутствовать на крупных совещаниях в Госплане СССР по различным планово-экономическим вопросам. Активную роль в планировании стал играть Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), который был создан в 1949 году, по решению представителей Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии как межправительственная экономическая организация. Председателем Совета был утвержден Заместитель Председателя Совета Министров СССР Топурия, но по-настоящему активная деятельность Совета началась в начале 1960 г., когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество).

Цель СЭВ: экономическое и научно-техническое сотрудничество. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.
Для размещения Секретариата СЭВ, постоянных представительств стран членов СЭВ и аппарата в 1963-1970гг. в городе Москве был построен комплекс зданий . В строительстве комплекса административных зданий, кроме Советского Союза, участвовали почти все страны — члены СЭВ:Белоруссии, Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия. Этот комплекс административных зданий, состоящий из трёх зданий занимающих территорию в 4.6 га, сдан в эксплуатацию в 1969 году, как международный объект, принадлежащий исключительно Совету Экономической Взаимопомощи.

Заседание Членов Комиссии СЭВ по радиоэлектронике в Болгарии

Главный административный корпус – это 31-этажное высотное здание. Справа от главного корпуса расположен цилиндрический корпус конференц-зала, рассчитанного на 1000 мест. Слева от главного корпуса расположен 11-этажный комплекс гостиницы «Мир». Все три здания связывает 2-этажный стилобат, в котором размещены фойе, зал заседаний, типография, ресторан. Комплекс зданий был оснащён новейшим электротехническим оборудованием, скоростными лифтами и средствами кондиционирования. Основные помещения и конференц-залы были оборудованы всеми видами связи (включая подвижную радио и спутниковую) и телевидения, отдельно выделенные залы совещаний были оборудованы системами звукового усиления и синхронного перевода речей, звукозаписью, расшифровкой стенограмм и необходимым оборудованием ксерокопирования.

В истории СЭВ прослеживаются следующие этапы.

Я у Белого дома в США

Первый этап (1949-58гг.) — это период становления многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ. Главное внимание уделялось развитию внешней торговли и организации научно-технического сотрудничества. Это позволило на основе долгосрочных соглашений гарантировать стабильное получение необходимых материалов и оборудования и сбыт своей продукции. Было принято решение о безвозмездной взаимной передаче технической документации и взаимного согласования народно-хозяйственных планов, специализации и кооперирования производства.

Второй этап (1959-62гг.) решает проблемы удовлетворения потребностей стран — членов СЭВ в топливе, сырье, машинах и оборудовании на планируемый период, в том числе осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода “Дружба” (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в Венгрию, Польшу и Чехословакию для удовлетворения потребностей братских стран в топливе и созданию большой нефтехимии. Была организована параллельная работа объединённых энергосистем “Мир”.

Третий этап (1962-69гг.) характеризовался углублением сотрудничества стран в области координации их народно-хозяйственных планов основного метода деятельности СЭВ и главного средства формирования международного социалистического разделения труда. В целях содействия развитию внешней торговли стран — членов СЭВ, а также расширения их сотрудничества с другими странами было подписано Соглашение о многосторонних расчётах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества. Было принято решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития на 15-20 лет. Был одобрен план многосторонних интеграционных мероприятий на 1976-1980гг. и долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990г.
Обычно совещания проводились в Москве в здании СЭВ. Иногда на заседания СЭВ по вопросам связанным с оборонной тематикой приглашали Руководство Комиссии ВПК.

Несколько раз у меня были командировки на международные выставки в Ганновер и на промышленные предприятия в США, ГДР, ФРГ и Куба. Хочется отметить теплый дружеский прием при поездках в Болгарию. В 1974 году СЭВ получил статус наблюдателя в Организации Объединённых Наций.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be848Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, производительности труда и уровня жизни.

Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов – в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т. д.

Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.Как правило, на совещания Руководство обязательно брало с собой специалистов по тем или иным вопросам. По вопросам радиоэлектроники и связи консультантом брали меня, поскольку после совещания материалы приходилось готовить мне. На таких совещаниях я примелькался и у меня стали появляться знакомые, как в руководящих органах СССР, так и социалистических стран. Особенно хорошие, дружеские деловые отношения сложились у меня с Заместителем Председателя СЭВ Омельченко Германом Антоновичем, а из стран членов – СЭВ с белорусскими, болгарскими и чешскими специалистами. В конце 60-х годов меня включили в состав комитета СЭВ по радиоэлектронике и связи. Это дало возможность выезжать на сессии, проводившиеся не только в СССР и в социалистических странах, в том числе в Чехословакию, Польшу, Венгрию, Румынию, Украину , Болгарию, Белоруссию. На фотографии  показано заседание Членов Комиссии СЭВ по радиоэлектронике в Болгарии.

Нью-Йорк с крыше торгового центра “Близнецов”

В последующие годы в СЭВ вступили ГДР, Вьетнам, Монголия, Куба. Наблюдателями были Ангола, Афганистан, Йемен, Никарагуа, Мозамбик, Эфиопия, Югославия, Лаос.

Действующие страны – члены СЭВ были очень заинтересованы в совместной работе. Так в 1988г. в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, поставляемой в страны-члены СЭВ по значительно более низким ценам по сравнению с международными ценами как на сырьё, так и на готовые изделия.

В 1974 году на юбилейной сессии СЭВ были подведены итоги работы за 25 лет и было принято специальное постановление, в котором отмечалось, что плодотворное сотрудничество стран — членов СЭВ становится всё более важным фактором расцвета их экономики, подъема благосостояния народов и выравнивания уровней экономического развития, в том числе страны — члены СЭВ опережают по темпам роста любую другую группу государств. В 1975 году на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949г. в несколько раз.

Совет Экономической Взаимопомощи тесно сотрудничал с Российским Союзом Промышленников и Предпринимателей (РСПП). РСПП – как  общероссийская организация, представляющая интересы деловых кругов, объединяет свыше 320 тысяч представителей промышленных, научных, финансовых и коммерческих организаций во всех регионах России. Работая Заместителем заведующего отдела Совета Министров СССР (ВПК), мне приходилось участвовать в работе Комиссий РСПП при рассмотрении вопросов, касающихся оборонных отраслей промышленности. В 1996 году на очередном заседании Совета Председатель РСПП Аркадий Вольский предложил мне, Городилину В.М. быть Членом Совета и выдал удостоверение. удостоверение РСПППринятие меня Членом Совета РСПП позволило участие в  заседаниях различных Комиссий, проводимых не только в России, но и за рубежом. Особенно большая работа была развёрнута по  созданию по развитию производства бытовой радиоэлектронике (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны).

В марте 1983 года Пленум ЦК КПСС рассмотрел вопрос о дальнейшем развитии и улучшении бытового обслуживания населения и поручил СовМину СССР принять необходимые меры. В Госкомиссии при Отделе радиотехнических систем был создан Сектор по товарам народного потребления и в частности на Зам. Зав. Отделом – Заведующего Сектором Городилина В.М. были возложены вопросы разработки, производства и ремонта радиотоваров народного потребления и развитие научно-производственной базы. В Москве, Ленинграде, Львове, Минске были созданы телевизионные институты, а на всех радиоэлектронных заводах страны был организован выпуск цветных телевизоров, радиоприёмников и магнитофонов. По всей стране была создана сеть ателье по ремонту телевизоров и радиотоваров. Более подробно мною будет изложено в отдельной статье.

В 1972-74гг. страны — члены СЭВ создали ряд международных экономических организаций, в том числе: “Интерэлектро”, хозяйственные объединения “Интератомэнерго”, “Интертекстильмаш”, “Интерхимволокно”, “Интератоминструмент”. Деятельность этих организаций — пример новых форм экономического сотрудничества.
Отдельные структуры, созданные в рамках СЭВ (Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, спутниковая система связи), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

 

Моё участие по работе в СЭВ.

 

Часть первая.  Как это было.

 

В 60-е годы моя работа в Комиссии Президиума Совмина СССР (ВПК) стала приобретать более широкий профиль. Мне часто приходилось присутствовать на крупных совещаниях в Госплане СССР по различным планово-экономическим вопросам. Активную роль в планировании стал играть Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), который был создан в 1949 году, по решению представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии как межправительственная экономическая организация. Председателем Совета был утвержден Заместитель Председателя Совета Министров СССР Топурия, но по-настоящему активная деятельность Совета началась вначале 1960г., когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество). Цель СЭВ: экономическое и научно-техническое сотрудничество. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.  Для размещения Секретариата СЭВ, постоянных представительств стран -членов СЭВ и аппарата в 1963-1970гг. был построен комплекс административных зданий. В строительстве комплекса, кроме Советского Союза, участвовали почти все страны — члены СЭВ: Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша, Румыния, Чехословакия. Этот комплекс административных зданий, состоящий из трёх зданий занимающих территорию в 4.6 га, сдан в эксплуатацию в 1969 году, как международный объект, принадлежащий исключительно Совету Экономической Взаимопомощи. Главный административный корпус – это 31-этажное высотное здание. Справа от главного корпуса расположен цилиндрический корпус конференц-зала, рассчитанного на 1000 мест. Слева от главного корпуса расположен 11-этажный гостиничный комплекс «Мир». Все три здания связывает 2-этажный стилобат, в котором размещены фойе, зал заседаний, типография, ресторан. Комплекс зданий был оснащён новейшим электротехническим оборудованием, скоростными лифтами и средствами кондиционирования. Основные помещения и конференц-залы были оборудованы всеми видами связи и телевидения, отдельно выделенные залы совещаний были оборудованы системами звукоусиления и синхронного перевода речей, звукозаписью, расшифровкой стенограмм и необходимым оборудованием ксерокопирования.

В истории СЭВ прослеживаются следующие этапы.

Первый этап (1949-58гг.) — это период становления многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ. Главное внимание уделялось развитию внешней торговли и организации научно-технического сотрудничества. Это позволило на основе долгосрочных соглашений гарантировать стабильное получение необходимых материалов и оборудования, и сбыт своей продукции. Было принято решение о безвозмездной взаимной передаче технической документации и взаимного согласования народно-хозяйственных планов, специализации и кооперирования производства.

Второй этап (1959-62гг.) решает проблемы удовлетворения потребностей стран — членов СЭВ в топливе, сырье, машинах и оборудовании на планируемый период, в том числе  осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода “Дружба” (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в Венгрию, Польшу и Чехословакию для удовлетворения потребностей братских стран в топливе и созданию большой нефтехимии. Была организована параллельная работа объединённых энергосистем “Мир”.

Третий этап (1962-69гг.) характеризовался углублением сотрудничества стран в области координации их народно-хозяйственных планов — основного метода деятельности СЭВ и главного средства формирования международного социалистического разделения труда. В целях содействия развитию внешней торговли стран — членов СЭВ, а также расширения их сотрудничества с другими странами было подписано Соглашение о многосторонних расчётах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества. Было принято решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития на 15-20 лет. Был одобрен план многосторонних интеграционных мероприятий на 1976-1980гг. и долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990г.

Обычно совещания проводились в Москве в здании СЭВ. Иногда на заседания СЭВ по вопросам связанным с оборонной тематикой приглашали Руководство Военно-промышленной Комиссии Президиума совета министров СССР (ВПК). Как правило, на совещания Руководство обязательно брало с собой специалистов по тем или иным вопросам. По вопросам радиоэлектроники и связи консультантом брали меня, поскольку после совещания материалы приходилось готовить мне. На таких совещаниях я примелькался и у меня стали появляться знакомые, как в руководящих органах СССР, так и социалистических стран. Особенно хорошие, дружеские деловые отношения сложились у меня с Заместителем Председателя СЭВ генерал – лейтенанта Омельченко Германом Антоновичем, а из стран членов – СЭВ с болгарскими и чешскими специалистами. В конце 60-х годов меня включили в состав комитета СЭВ по радиоэлектронике и связи. Это дало возможность выезжать на сессии, проводившиеся не только в СССР и в соцстранах, в том числе в Болгарию, Чехословакию, Польшу, Венгрию, Румынию. Несколько раз у меня были командировки  на международные выставки в Ганновер и на промышленные предприятия в ГДР, ФРГ и на Кубе. Хочется отметить теплый дружеский прием при поездках в Болгарию.

В 1974 году СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, производительности труда и  уровня жизни.

Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов –  в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т. д. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В последующие годы в СЭВ вступили ГДР, Вьетнам, Монголия, Куба. Наблюдателями были Ангола, Афганистан, Йемен, Никарагуа, Мозамбик, Эфиопия, Югославия, Лаос.

Действующие страны – члены СЭВ были очень заинтересованы в совместной работе. Так в 1988г. в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, поставляемой в страны-члены СЭВ по значительно более низким ценам по сравнению с международными ценами как на сырьё, так и на готовые изделия.

В 1974 году на юбилейной сессии СЭВ были подведены итоги работы за 25 лет и было принято специальное постановление, в котором отмечалось, что плодотворное сотрудничество стран — членов СЭВ становится всё более важным фактором расцвета их экономики, подъема благосостояния народов и выравнивания уровней экономического развития, в том числе страны — члены СЭВ опережают по темпам роста любую другую группу государств. В 1975 году на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949г. в несколько раз.

В 1972-74гг. страны — члены СЭВ создали ряд международных экономических организаций, в том числе: “Интерэлектро”, хозяйственные объединения “Интератомэнерго”, “Интертекстильмаш”, “Интерхимволокно”, “Интератоминструмент”. Деятельность этих организаций — пример практического внедрения новых эффективных форм экономического сотрудничества.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Достижения стран — членов СЭВ — результат усилий народов этих стран, их тесного экономического и политического сотрудничества, братской взаимопомощи, постоянной заботы об углублении и совершенствовании сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ, их коммунистических и рабочих партий. Значительная заслуга в этом и СЭВ как организатора всестороннего экономического и научно-технического сотрудничества.

В 1991 году Совет Экономической Взаимопомощи прекратил существовать. Причин прекращения много. Одна из них состоит в том, что в СССР, на протяжении многих лет, проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались и не решались, а  принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Со сменой руководства в СССР и приходом Б.Н.Ельцина наступила смена политического стиля.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме граждане высказались за сохранение СССР и на необходимость реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство СССР не удалось. 8 декабря 1991г. руководителями России – Б.Н.Ельциным, Украины – Л.М.Кравчуком и Белоруссии –  С.С.Шушкевичем был  составлен и подписан новый договор, предусматривавшей  распад СССР и образование Совета Независимых Государств (СНГ). Президент Казахстана Н.А.Назарбаев на подписание нового варианта договора не был приглашен. После образования СНГ 26 декабря 1991 года было сообщено о распаде СССР. В результате развала СССР территория России уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 %, а население уменьшилось на 49 %. Распались единые вооруженные силы и единая валюта, резко обострились межнациональные конфликты.

 

Часть вторая. Распад СССР и его последствия

Вот так произошло событие, которое можно сравнить с природной катастрофой, но которое по своим последствиям сложилось куда трагичнее. 9 декабря 1991 года, мы проснулись в другой стране и что это за страна до сих пор знают не многие. Разломы шли не только по земле, но и по судьбам нации и народов, каждая отделившаяся страна должна была выживать в одиночку, и Россия тоже. Поскольку Советский Союз, жил и развивался как единый организм, отделившиеся части уносили с собой жизненно важные для страны объекты.

Прибалтийским государствам (Литва, Латвия, Эстония) отошли самые современные порты для всех видов кораблей, атомная электростанция, многие высокотехнологичные производстства  военного и гражданского назначения.
Стали самостоятельными Украина и Молдавия и были разорваны веками устоявшиеся хозяйственные связи, объединявшую: угольную, промышленную, металлургическую, транспортную и продовольственную системы.
Остались заграницей традиционные места отдыха в Крыму и Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан).
Гордость Советского Союза – космодром «Байконур» стал принадлежать Казахстану.
Получили независимость хлопковые плантации и месторождения стратегического сырья в Средней Азии (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), но вместе с тем все границы страны были открыты настежь.

Что же досталось России после развала Советского Союза. Современная Россия отодвинулась на восток и север. Нам достался малопригодный для ведения хозяйства рельеф, помноженный на внушительные расстояния и суровый климат. Районы крайнего севера занимают больше 2\3 территории нашей страны. Часто указывают, что России достались фантастические природные богатства, однако они находятся в труднодоступных, малозаселенных и совершенно неосвоенных  районах Арктики, Восточной Сибири и Дальнего Востока, в так называемом мировом холодильнике.

С мировым холодильником мы управимся, но по периметру Российских границ, возникло множество очагов напряженности, это так естественно, любое государство старается улучшить, увеличить свою территорию и могущество за счет ослабевшей страны.

Например, Норвегия не прочь присоединить кусок Арктики, сколько нефтегазовых вышек там можно поставить? Сколько рыбы выловить? И флот Российский можно запереть в скалистых бухтах, чтобы не мешал.
Финны – народ миролюбивый и осторожный, но они абсолютно уверены, что Карелией распорядились бы с большим толком.
Европейский Союз, вдохновляемый Германией – без Калининградской области чувствует себя не полным.
Вдоль южной границы нашего Государства (Грузия), проложен бикфордов шнур, который вспыхивает по команде режиссеров мировой политики. Интересна технология, сначала республики, входящие в СССР заявляли свой нейтралитет, требовали вывести Российские войска и военные базы, затем проводит учения с миротворцами из НАТО и, позабыв о нейтралитете, распахивает двери для «хозяев нового мирового порядка».  Ни для кого не секрет, что с распадом СССР, республики бывшего Советского Союза, а также центральную Азию, США объявили зоной своих национальных интересов. Создается впечатление, что так называемая исламская угроза, сконструирована специально для «Новой России»
Японцы со свойственной им педантичностью заявляют о передачи им 4х Курильских островов, имея в перспективе большие Курилы и Сахалин.
Когда-то министр иностранных дел Советского Союза – щедрый грузин Шеварднадзе, сделал своим американским друзьям царский подарок – богатейший участок Берингово моря.
Наконец «мировое сообщество» в целом, рассматривает вариант отказа России от арктического сектора, и передаче его под международный контроль.
По периметру наших границ, формируются так называемые санитарные кордоны. Согласно идее создания буферных государств, Украине, Молдове и Прибалтики, западными стратегами назначена роль этого самого буфера, для чего их объединяют в «балтийский санитарный пояс», кстати, не впервые в истории.

В вопросах глобальной, геополитической стратегии инициатива принадлежит США. Американская администрация четко ставит цели и четко добивается их реализации.

В чем интересы нашей Родины?
Зачем России Курилы? Подумаешь какие-то скалы в океане! Давайте разберемся. Совершенно не важно, кто открыл острова, важно то, что охотское море зимой замерзает, да так, что если хотя бы один остров отойдет Японии, с октября по апрель тихоокеанский военный флот будет закрыт в бухтах дальнего востока. А рыбные ресурсы курило-камчатского желоба, мы будем покупать у японцев, цена вопроса 2.5 млрд. долларов в год.

Янтарный край обеспечивает  России её присутствие на Балтике. За выход к этому морю, мы боролись много веков. С запада нашу страну обступает военный блок НАТО, и его интересы хотели бы представлять бывшие соотечественники (Украина и Прибалтика).

В Калининградской области наша последняя торгово-технологическая витрина в западном мире, если закроются западные ворота России, то наши европейские друзья сразу опустят перед нами новый железный занавес.

Север: Зачем нам такие неудобные пространства? Люди, которые думали о будущем России, арктическое побережье называли ее морским посадом. Здесь расположены наши боевые рубежи (ракетный щит, подводный флот), наши кладовые (нефть, газ, золото, алмазы). В 20 веке именно мы Русские выстроили северно-морской путь – кратчайшую дорогу между Азией и Европой. Через Арктику лежит и трансполярный авиа-мост – перспективная дорога между Америкой и Азией. Наверное, поэтому мировое сообщество решило, что оно само вдохнет жизнь в эти безжизненные пространства.

Если это случится, Россия будет медленно умирать в вооруженных конфликтах в своем заднем дворе на границах с Китаем, средней Азией и Кавказом.

География, самый фундаментальный фактор жизни нашего Государства, он наиболее постоянен. Правители приходят и уходят, а территория остается, ее и надо хранить.
Хотелось бы верить, что хорошее отношение между Государствами, складывается благодаря дружеским чувствам их лидеров, но все 5 тыс. лет истории международных отношений, ни чем не подтверждают такую веру.

Глава третья. Как выходить из критического положения?

 

Почти четверть века прошло с того времени, как исчез с политической карты мира Советский Союз. Самые трагические события в послевоенной истории СССР развивались именно летом и осенью 1991г.: избрание Б. Ельцина Президентом РСФСР, последние попытки М. Горбачева остаться у власти, ГКЧП, Беловежские соглашения и т.д. Сейчас, спустя годы, многие герои того времени и, главное, события видятся по-другому.

После распада СССР и создания Союза Независимых Государств (СНГ) с 1992 года внутри данной организации шёл процесс объединения отдельных государств на двухсторонней основе. Особенно в этом были заинтересованы Россия и Белоруссия.

В соответствии с Договором об образовании СНГ Белоруссия и Россия решили создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала своих государств.

В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.

В 8 декабря 1999 года в городе Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комиссия Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, Телерадиовещательная организация Союзного государства. Эти органы состоят из представителей республиканских и федеральных органов государственного управления Беларуси и России.

Учитывая положительный опыт работы Комитетов Союзного государства отдельные страны СНГ также начали прорабатывать вопрос вхождения своих государств в этот Союз.

К этому Союзу в первую очередь согласилась войти Республика Казахстан.

6 октября 2007 года в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по созданию ЕвроАзиатского Союза (ЕвроАзЭС). Было решено, что остальные страны СНГ могут присоединяться к ЕврАзЭС по мере своей готовности.

В 2009 году Высший орган Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза и Правительства стран СНГ, входящих в ЕврАзЭС провели комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут суда Таможенного союза.

Таможенный союз формально начал свою работу с 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ).

16 июля 2010 года Госдума России без возражений ратифицировала договор о порядке распределения ввозных таможенных пошлин в Таможенном союзе. Договор поддержали 440 депутатов единогласно.

Весной 2011 года Киргизия официально обратилась с просьбой о присоединении к Таможенному союзу. В октябре 2011 года главы Правительств стран ЕврАзЭС приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. Для принятия Киргизии была создана специальная рабочая группа.

С 1 января 2012 года на территории Таможенного союза начало функционировать Единое экономическое пространство.  Присоединение к Таможенному союзу и снятие таможенных ограничений привели к дополнительному росту экономик стран Таможенного союза.

В начале 2012 года наибольшую пользу во взаимной торговле от вступления в Таможенный союз получила Белоруссия. За 2009—2011 гг. Белоруссия нарастила экспорт в Казахстан на 15 %, на российский рынок — на 20 %. При этом поставки из Казахстана в Россию увеличились на 10 %, а российские товары ввозились в Белоруссию менее активно — импорт сократился на 1,5 %.

В целом создание Союза пошло на пользу экономике, так в июне 2012г. торговый оборот трех стран составил, по нашей статистике, 125 млрд. долларов. И этот торговый оборот между тремя странами вырос на 36 %, причем в значительной мере не за счет изменения стоимости энергоносителей или сырьевых продуктов.

За последние три года товарооборот внутри Таможенного союза вырос практически на 50 процентов – на 23 миллиарда долларов (по итогам 2013 года составил 66,2 миллиарда).

29 мая 2014 года Президенты России, Белоруссии и Казахстана в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета в Астане подписали договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), а с 1 января 2015 года Евразийский союз начнет функционировать и три страны перейдут на качественно новый уровень взаимодействия.

Договором исторического масштаба определено месторасположение основных органов будущего союза. В договоре отражено, что штаб-квартира Евразийской экономической комиссии будет находиться в Москве, суд – в Минске, финансовый регулятор – в Алма-Ате.

Документ содержит 28 разделов, 118 статей, 32 приложения и занимает в общей сложности около 700 страниц. Он состоит из двух частей. В первой, институциональной части описаны цели и задачи организации и закреплен ее статус как полноценной международной организации. Вторая часть, функциональная, регламентирует механизмы экономического взаимодействия, а также фиксирует конкретные обязательства по отраслевым направлениям интеграции. Среди них единая политика в области тарифного и нетарифного регулирования, транспорта, промышленности, координация сельскохозяйственной политики. Зафиксированы основные правила и принципы конкурентной и антимонопольной политики, определены шаги по созданию общего финансового рынка биржевого пространства.

Отдельным блоком в договоре закрепляются положения о поэтапной интеграции энергетических рынков и координации деятельности в области электроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов.

На саммите в Астане рассмотрен вопрос присоединения Армении к договору, а также ход подготовки “дорожной карты” по адаптации законодательства Киргизии к нормативно-правовой базе Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Подписан ряд дополнительных документов: это вопрос сотрудничества по мирному атому, в частности меморандум о строительстве АЭС в Казахстане с использованием российских технологий, совершенствования согласованной политики в области железнодорожного транспорта, а также механизмы “единого окна” в системе регулирования внешнеэкономической деятельности государств-участников.

Договорились активизировать переговоры с Вьетнамом о создании зоны свободной торговли, укреплять взаимодействие с Китайской Народной Республикой, в том числе в сфере обмена таможенной информацией по товарам и услугам, сформировать экспертные группы по выработке преференциальных режимов торговли с Израилем и Индией.

На мировой арене появляется новая экономическая организация, обладающая в полной мере международной правосубъектностью и действующая на основе принципов Всемирной торговой организации. Важно, что передача отдельных полномочий наднациональным органам Союза не наносит абсолютно никакого ущерба суверенитету наших стран.

Взаимная выгода интеграционных процессов уже подтверждается на практике. Расширяются экономические связи России, Белоруссии и Казахстана, совершенствуется структура торговли, повышается доля высокотехнологичных товаров в общей структуре, укрепляется конкурентоспособность наших стран в мировой экономике.

Преимущества евразийской интеграции должны в полной мере оценить и граждане наших стран. Они получат право свободно работать в государствах «тройки». При этом оформление каких-либо разрешений не требуется.

По сути, сформирован крупнейший единый рынок на пространстве СНГ (свыше 170 миллионов человек) с огромным производственным, научным и технологическим потенциалом, колоссальными природными ресурсами.

Не случайно к этому объединению проявляют интерес крупнейшие экономические игроки, самый прямой, непосредственный и все ставят вопрос, как наладить отношения с будущим Евразийским союзом.

 

 

 

 

«Холодная война». навязанная американцами сильно ударила по международным экономическим организациям СЭВ и в первую очередь по перевозкам морским путем. Чтобы ограничить СССР и страны – члены СЭВ от зависимости систем спутниковой связи и навигации морских судов и безопасности мореплавания от американской системы было принято решение о создании выделенной системы. Решение вопросов создания технических средств системы было возложено на институты и оборонный комплекс под эгидой ВПК.

Я в музее Капитолия

Система включает четыре основные части: космический сегмент: действующие и запасные спутники с ретрансляторами, сеть земных станций с центрами в городах Одессе и Находке для работы в системе, абонентские подвижные и носимые земные станции или терминалы. Для управления системой построены Центр эксплуатации сети и Центр управления спутниками. Созданная более 20 лет назад как международная глобальная спутниковая система Инмарсат, основной задачей которой было обеспечение связи на морских судах и оповещения о сигналах бедствия на море в апреле 1999 года была преобразована в частную компанию со штаб-квартирой в Лондоне. На сегодняшний день Инмарсат предоставляет широкий спектр современных телекоммуникационных услуг, таких как голосовая телефонная связь, передача факсимильных сообщений и данных со скоростью до 144 кбит/с (включая пакетную передачу данных) более чем для 210,000 пользователей. Спутниковые телефоны Инмарсат работают как на открытой местности, так и в помещениях без использования дополнительных внешних антенн. Неподвижность геостационарных спутников Инмарсат относительно Земли обеспечивает надежный и устойчивый прием сигнала в течение всего сеанса связи. В качестве абонентского оборудования для судов используются радиобуи – устройства размером до 70 см и весом около 1,2 кг, позволяющие, в случае попадания в воду, через 2 минуты передавать на спутник сигнал SOS с информацией о местоположении судна, терпящего бедствие.

Достижения стран — членов СЭВ — результат усилий народов этих стран, их тесного экономического и политического сотрудничества, братской взаимопомощи, постоянной заботы об углублении и совершенствовании сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ их коммунистических и рабочих партий. Значительная заслуга в этом и СЭВ как организатора всестороннего экономического и научно-технического сотрудничества.

В 1991 году Совет Экономической Взаимопомощи прекратил существовать. Причин прекращения много. Одна из них состоит в том, что в СССР, на протяжении многих лет, проблемы меж республиканских и межнациональных отношений игнорировались и не решались, а принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991гг. Со сменой руководства в СССР и приходом Б.Н.Ельцина наступила смена политического стиля.

В марте 1990г. на всесоюзном референдуме граждане высказались за сохранение СССР и на необходимость реформирования. К лету 1991г. был подготовлен Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство СССР не удалось. 8 декабря 1991г. руководителями России – Б.Н.Ельциным, Украины – Л.М.Кравчуком и Белоруссии – С.С.Шушкевичем был составлен и подписан новый договор, предусматривавшей распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Президент Казахстана Н.А.Назарбаев на подписание нового варианта договора не был приглашен. После образования СНГ 26 декабря 1991 года было сообщено о распаде СССР. В результате развала СССР территория России уменьшилась по сравнению с территорией СССР на 24 %, а население уменьшилось на 49 %. Распались единые вооруженные силы и единая валюта, резко обострились межнациональные конфликты.

восстановленные здания Белого дома и Мэрии Москвы после обстрела.

В результате событий в Москве 3-4 октября 1993 года и обстрела Дома Правительства сильно пострадал и Комплекс зданий СЭВ. Выгорело несколько этажей, было выбито больше половины окон и витражей, испорчена облицовка зданий. Был причинен колоссальный ущерб и инженерным коммуникациям: сгорело, уничтожено и похищено имущество. Объемные ремонтно-восстановительные работы и реконструкция были осуществлены в короткие сроки в связи с подготовкой к празднованию 850-летия основания Москвы и подготовкой к проведению в Москве 5-ой международной конференции Мэров крупнейших городов мира. Было капитально отремонтировано, реконструировано и заменено инженерное оборудование и системы: заменены лифты, холодильные установки, АТС, системы звукового усиления и синхронного перевода в Большом конференц-зале и других залах комплекса. В настоящее время этот комплекс  – Муниципальное предприятие «Олимп» Мэрии Москвы.

 

Written on Ноябрь 21st, 2011

Гвардия ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия ВПК

Гвардия ВПК – это образ жизни