Материал предоставлен Андриановым Ю. Г.

17 февраля 1982 года в Атлантике при сильном шторме погиб советский ролкер «Механик Тарасов». Это огромное судно типа «РО-РО» летом 1981 года было привлечено к участию в учении ВС СССР «Запад-81», крупнейшему за весь послевоенный период. На этом учении все отыгрывалось по – настоящему: Клайпедская мотострелковая дивизия была отмобилизована по штатам военного времени, полностью укомплектована вооружением и военной техникой, переброшена в район выполнения поставленной задачи и применена в противодесантной обороне побережья. Для ее переброски в назначенный район применения были отозваны со своих маршрутов следования суда Минморфлота, в том числе и «Механик Тарасов». Для обеспечения управления силами и войсками в этом эпизоде учения из состава частей связи Балтийского флота был привлечен 88 полк связи.

Когда это судно вошло в Балтийск и встало под погрузку, стоящие недалеко от него корабли 12 дивизии с крейсером «Октябрьская революция» во главе, выглядели жалкими недомерками – таких внушительных размеров был этот ролкер. Выставленная с его борта на пирс аппарель для погрузки техники была похожей на широченную щупальцу кальмара. По ней для погрузки в трюм двинулись вереницей танки, БТЭРы, самоходки, артиллерия, автомобили и другие транспортные средства отмобилизованной дивизии. Туда же был погружен и 88 полк связи, направляемый в ГДР, где ему была поставлена задача обеспечить связью пункт управления руководства (ПУР) на полигоне полуострова Вустров.

Спустя сутки «Механик Тарасов» был уже в Варнемюнде. Доставленные техника и вооружение с личным составом выгружены, построены в походные колонны и направлены в назначенный район. 88 полк связи, совершив марш по дорогам ГДР, прибыл на полигон полуострова Вустров, где развернул полевой узел связи. Согласно схемы – приказа был осуществлен набор связей, произведены необходимые доклады, и началась боевая работа. На ПУРе, кроме командования ВС СССР, находились Министры обороны ГДР и ПНР, поскольку от этих государств, входивших в Варшавский Договор, в учении участвовали выделенные группировки войск и сил флота. Пришлось учесть и это обстоятельство, организовав закрытую связь со штабами военно-морских сил в Варнемюнде и в Гдыне, а через них с Берлином и Варшавой.

Все задачи на учении были решены, полк свернул полевой узел связи и возвратился в Варнемюнде. Там его ждал «Механик Тарасов». Вновь погрузка и обратный переход в Балтийск. Разгрузка, и переезд в Калининград к постоянному месту дислокации. Во время перехода морем командир полка связи Арсентий Макарович Беляев подружился с капитаном ролкера. Обменялись на память сувенирами. Беляев подарил капитану несколько березовых и дубовых веников, поскольку оба оказались заядлыми специалистами банных дел. Поддерживали контакты и после «Запада-81». Сувениры с «Механика Тарасова», подаренные его капитаном, были помещены  в комнату боевой славы полка.  А 17 февраля следующего года «Механика Тарасова» не стало.

В описанных событиях  сфокусирована суть предназначения и тактики действия мобильных частей связи  ВМФ. Здесь есть все,- совершение марша  колонной на большие расстояния, погрузка на морской транспорт, переход морем, выгрузка, снова марш и развертывание полевого узла связи на незнакомой местности, привязка к стационарной сети связи, работа узла в системе управления войсками и силами флота. Так или почти так (в зависимости от специфики), работали  подвижные морские полки  связи всех флотов, Камчатской флотилии и центральный полк связи ВМФ. Так работала резервная система связи ВМФ «Комета».

Теперь, к сожалению, нет и 88 полка связи Балтийского флота, одного из 6-ти морских полков связи. Он, как и остальные морские полки связи, кроме Черноморского, перестали существовать, как отдельные воинские части. Основная часть аппаратных была законсервирована, часть списана, другая часть вошла в состав мобильного резерва стационарных узлов связи флотов.

У каждого из морских полков связи своя биография.  Эти флотские мобильные части связи были образованы примерно в одно и то же время. Изначально они назывались отдельными морскими полками связи и наблюдения. Так было до момента образования 5-го управления в структуре Главкомата ВМФ. Исключив из своих задач функцию освещения надводной обстановки, морские полки связи кроме своего основного предназначения выполняли также задачи радиоэлектронного подавления, имея в своей структуре соответствующие технические средства. Впоследствии мобильные средства РЭБ из состава полков связи стали основой вооружения создаваемых флотских полков радиоэлектронной борьбы. Лишь после этих преобразований морские полки стали, по – настоящему, связными.

Немного позднее, в 70-х годах в составе Военно-Морского Флота появились корабли управления. Изначально это были дооборудованные легкие крейсера, из которых самым оснащенным для выполнения задачи управления силами на море был крейсер управления «Жданов». Большое значение придавалось отработке различных видов радиосвязи этих кораблей с узлами связи флотов и флагманскими кораблями оперативных эскадр. Нередко они сами становились флагманскими кораблями объединений и соединений ВМФ. Впоследствии кораблями управления становились плавбазы подводных лодок, десантные корабли, КСВ, ОИСы и корабли других проектов. Корабельные пункты управления стали появляться даже в военно-морских базах и корабельных соединениях ВМФ. И это не была «дань моде», а реальное управление группировками сил на море и обеспечение взаимодействия с другими родами сил и войск.

Требование живучести и устойчивости привело к появлению в структуре системы управления ВМФ воздушных пунктов управления. Они были оборудованы на самолетах Ил-18. Для управления МСЯС на Северном и Тихоокеанском флотах были дооборудованы самолеты Ту-142, выполняющие задачу ретрансляции сигналов и команд боевого управления в диапазоне СДВ. Эти самолеты были оборудованы бортовым радиопередатчиком, работающим на тросовую антенну. В распоряжении Командующих флотами и Главкома ВМФ находились самолеты Ту-134 с бортовым оборудованием системы «Балканы», которая через наземные пункты привязки обеспечивала этим должностным лицам надежную закрытую связь на всем маршруте перелета.

Таким образом, в Военно-Морском Флоте в 80-е годы реально существовала и решала поставленные управлением задачи мобильная система связи на земле, на море и воздухе. Эта система хоть и классифицировалась как резервная, фактически являлась боевой, поскольку развертывалась в необорудованных местах, перемещалась на большие расстояния, была взаимоувязана внутри себя и состыкована со стационарной системой связи ВМФ.

Она становилась основной, а иногда и единственной, когда приходилось решать  внезапно возникающие задачи в сжатые сроки. Так было в период Карибского кризиса, так было при обеспечении пилотируемых полетов в космос, так было в обеих военных кампаниях в Чеченской Республике. Значение мобильных подразделений в системе связи ВМФ невозможно переоценить.  Можно привести множество других примеров в подтверждение значимости мобильной компоненты системы связи ВМФ.

Сегодня резервная (мобильная) компонента связи Военно-Морского Флота в системном плане не существует. На флотах остались ее элементы, в самом же Главкомате нет даже таковых, поскольку Главком ВМФ реально силами флотов больше не управляет. Не пытаясь разобраться в нынешних подходах и взглядах о роли и месте ВМФ в структуре ВС РФ и современных требованиях к управлению силами и войсками, в предлагаемой книге воспоминаний сделана попытка должным образом оценить значимость этой очень важной для ВМФ составляющей его системы связи и управления и ее огромном вкладе в решение многих задач во времена холодной войны и военных конфликтов.

Written on Ноябрь 25th, 2019

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Гвардия ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия ВПК

Гвардия ВПК – это образ жизни