По моим личным воспоминаниям и общедоступной информации (wikipedia и др).

28 апреля 2019 года ушел из жизни  Генрих Васильевич Новожилов -Дважды Герой Социалистического Труда, Почетный Генеральный конструктор авиационного комплекса имени Ильюшина доктор технических наук (1975), профессор, академик АН СССР (1984; член-корреспондент 1979),  Лауреат Ленинской премии (1970). Член ВКП(б) с 1951 года, член ЦК КПСС (1986—1991). Депутат Верховного Совета СССР 9-11 созывов (1974—1989). Народный депутат СССР (1989—1991).

Генрих Васильевич Новожилов принадлежит ко второму поколению отечественных генеральных конструкторов авиационной техники, которое вошло в историю человечества марками своих созданий – семействами всемирно известных “ИЛов”, “ТУ”, “ЯК”, “АН”…

 

фотография Генрих Новожилов
Генрих Васильевич Новожилов родился 27 октября 1925 года в Москве. Отец – Соколов Василий Васильевич (1900 – 1987), военный инженер. Мать – Новожилова Ираида Ивановна (1901 – 1979), военнослужащая. Супруга – Новожилова (Лисина) Людмила Ивановна (1933 г.рожд.), филолог. Сын – Новожилов Сергей Генрихович (1967 г.рожд).

Генрих Новожилов вырос в центре Москвы в Машковом переулке, сейчас это улица Чаплыгина, близ Чистых прудов. В огромной коммуналке жил сосед “дядя Шура” Синицын, который работал в гражданской авиации, носил красивую форму, умел мастерить модели и собирал литературу “про самолеты”… Генрих, как и все его сверстники, взращенные на триумфах Чкалова, Громова и Коккинаки, стремился в летчики. Мальчишкой сильно повредил ногу, перенес несколько операций, так что с мечтой о профессии летчика пришлось расстаться. Но только не с авиацией!

В войну они с мамой оказались в эвакуации в Пензе, там Генрих окончил девять классов, и когда в августе 1942 года вернулись домой, перед юношей встал вопрос: куда идти? На фронт с его “белым билетом” дорога была заказана, во ВГИК на операторский факультет не пошел (а ведь определенные предпосылки существовали: занимался фотографией, даже “выставлялся” в 1939 году на 1-й всесоюзной детской фотовыставке, двое его приятелей во ВГИК и подались). Тяга к авиации оказалась сильнее, и поначалу Новожилов пошел работать на кафедру физики Московского авиационного института, а год спустя стал студентом самолетостроительного факультета…

Когда предыдущий курс отмечал окончание института, Новожилову поручили организовать банкет по профсоюзной линии. Вечеринку, как и полагалось, проводили в студенческой столовой, меню “банкета” – квашеная капуста, соленые огурцы, селедка и…немного авиационного спирта. По тогдашней традиции на студенческую посиделку пожаловали высокие гости – руководители крупнейших советских конструкторских коллективов А.С.Яковлев и С.В.Ильюшин… Там Новожилов и увидел впервые вблизи знаменитого и “недоступного” С.В. Ильюшина. Генриху Васильевичу бросилась в глаза его удивительная непосредственность: тот лихо отплясывал и хорошо пел…

На преддипломную практику студента Новожилова направили в ОКБ-240, которым и руководил создатель легендарного “летающего танка” С.В.Ильюшин. Тогда конструкторское бюро располагалось на столичной Красноармейской улице поблизости от стадиона “Динамо”. В ОКБ существовало незыблемое правило – студентов немедленно зачисляли в штат. Таким образом еще “незащищенный” Генрих Новожилов 1 июля 1948 года стал инженером-конструктором. А практика оказалась самой что ни на есть работой в отделе фюзеляжа, руководил которым Валерий Африканович Борог, впоследствии – Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии

Чтобы хоть чуть-чуть представить первые этапы становления Новожилова-инженера, попробуем “окунуться” в обстановку того далекого 1949 года. Страна восстанавливала разрушенные войной города и заводы. Особое внимание руководством страной было обращено на развитие оборонной промышленности, в том числе авиастроения. Если в годы Отечественной войны все силы были направлены на удовлетворение фронта в боевых самолетах, то в начале 50-х годах ОКБ имени Ильюшина приступило к работам по созданию пассажирских самолетов. Были разработаны  и серийно выпускалось несколько типов пассажирских самолетов ИЛ.

Год спустя колонна ИЛ-28 в ходе традиционного в ту пору первомайского военного парада прошла над Красной площадью. Вскоре совершил первый полет опытный экземпляр будущего пассажирского ИЛ.

В 1956 году Новожилова избрали секретарем партийного комитета завода. К тому времени он прошагал все положенные ступени инженерной карьерной лестницы, стал конструктором первой категории, занимался и пассажирским ИЛ-14 и другими машинами.

У прирожденного “технаря” Новожилова не было никакого желания строить свою жизнь подобным образом, однако  два с половиной года отдал общественной работе. Партийные дела он сдал в сентябре 1958 года и вернулся в чистую инженерию, но уже на более высоком уровне: его назначили заместителем главного конструктора пассажирского ИЛ-18 и поручили организовать эксплуатацию этих машин в “Аэрофлоте”.

Благодаря эксплуатации большого количества высоконадежных пассажирских самолетов ИЛ-18 вторая половина 60-х годов ознаменовалась для “Аэрофлота” резким увеличением объема авиаперевозок, как на внутренних, так и на международных линиях.

На самолетах КБ Ильюшина всегда летали члены правительства.

И мы гордимся этим, – не скрывал Генрих Васильевич. – Ил-18 был любимым самолетом Хрущева, Ил-62 – Брежнева. У каждого руководителя были свои предпочтения в интерьере пассажирских салонов. Надежность – не только отличительная черта всех машин, созданных “ильюшинцами”. Это и одно из главных условий создания самолетов для первых лиц страны. Президентский лайнер должен иметь на борту несколько видов защищенной связи: его оборудование позволяет вести в полете различные конференции и конфиденциальные переговоры.

Специальными правительственными самолетами летают руководители всех государств мира. Однако большинство вынуждено пользоваться зарубежной авиатехникой. Потому что лишь считаные страны обладают развитой авиапромышленностью, способной самостоятельно создать самолет для первых лиц. Так что нам есть чем гордиться: высшие должностные лица России продолжают летать на отечественной авиатехнике

Работая в ВПК, я часто встречался с сотрудниками ОКБ. Мне много раз приходилось готовить решения ВПК и постановления правительства в части создания комплексов и образцов авиационной техники. В том числе, было подготовлено постановление правительства о строительстве научной базы ОКБ и оборудования образцов самолетов: как связной так и навигационной аппаратуры. По результатам работ был оборудован первый самолет ИЛ-18 для полетов руководства страны заграницу. В дальнейшем были оборудованы и другие самолеты комплексами уже космической связи. Много было и других сопутствующих работ.
Я всегда очень уважал Генриха Васильевича за его обстоятельный труд в рамках проведения указанных работ. Он вникал не только в вопросы связанные с созданием непосредственно новых самолетов, но и также связанные с подготовкой технической базы.

В ту пору Новожилову пришлось много летать по стране и за рубежом. Выпадали и тяжкие моменты, когда он участвовал в работе аварийных комиссий – представлял разработчика и докапывался до истинных причин катастроф, дабы исключить их повторение. Генрих Васильевич считает ИЛ-18 особо ценной для себя машиной и говорит, что без той производственной школы не было бы и генерального конструктора Новожилова.

Шесть лет отдал Генрих Новожилов “восемнадцатому” и в 1964 году  его назначили первым заместителем генерального конструктора, а задачу сформулировали следующим образом: поставить “на крыло” дальнемагистральный ИЛ-62 и организовать его серийное производство. Результатом работ по ИЛ-62 стало присуждение весной 1970 года группе ильюшинцев, в их числе и Г.В.Новожилову, Ленинской премии. Год спустя, 26 апреля 1971 года, когда государство подвело итоги выполнения восьмого пятилетнего плана, Новожилова в первый раз удостоили звания Героя Социалистического Труда.

В этому времени Главный конструктор академик Сергей Владимирович Ильюшин принял окончательное решение уйти на пенсию – ему пошел уже семьдесят седьмой.

28 июля 1971 года в ОКБ  имени Ильюшина приехал Министр авиационной промышленности П.В.Дементьев. В кабинет генерального конструктора пригласили всех руководителей коллектива. Сергей Владимирович объявил собравшимся о своем решении, согласованном конечно, и с Дементьевым, и с ЦК партии, и с Военно-промышленной комиссией Совмина СССР о том, что “штурвал руководства” ОКБ он передает одному из своих ближайших учеников, своему первому заместителю Генриху Васильевичу Новожилову, специалисту с отменными деловыми и человеческими качествами. П.В. Дементьев зачитал приказ № 378-К об освобождении С.В.Ильюшина от занимаемой должности (“в соответствии с личной просьбой и по состоянию здоровья”) и о назначении Г.В.Новожилова Генеральным конструктором ОКБ Московского машиностроительного завода “Стрела”.

Так уж сложилось в жизни, что Генрих Новожилов с 12-летнего возраста рос без отца. Ильюшин во многом восполнил ему этот урон. Порой это касалось чисто человеческих проблем, и всегда – профессиональных. Уходя на пенсию С.В.Ильюшин напутствовал Новожилова -“Если хочешь проектировать и строить новые самолеты, о личной жизни придется забыть. Уверен, что дело у тебя пойдет, но помни одну истину – слава вещь обременительная, а иногда и опасная, в том смысле, что может притупить  личный самоконтроль.   Запомни, бойся склок в коллективе, они, как ржавчина, разъедающая сталь, приводит к самым неприятным последствиям”. Другой урок примерно того же плана: на всевозможных совещаниях, куда они ездили вдвоем, Сергей Владимирович частенько пинал ногой своего молодого и “заводного” зама: “Не выдергивайся! Выслушай сначала всех…”

Нынешнее восприятие Ильюшина, считает Генрих Васильевич, не соответствует его реальному облику, воспринимают его словно ангела с крылышками, который только благословлял нас – молодых. Ничего подобного! Его отличала просто железная требовательность к подчиненным. Пожалуй, лишь приходящие в ОКБ студенты составляли исключение. Он настроил свой коллектив делать такие самолеты, которые будут нужны и сегодня, и завтра, и послезавтра, – так по сей день говорят об Ильюшине.

25 марта 1971 года Новожилов пригласил С.В. Ильюшина на “Ходынку” – Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе, откуда выполняли первые полеты практически все машины этого ОКБ. В тот день готовили к подъему новый военно-транспортный самолет – огромный ИЛ-76. Подъем “крылатого грузовика” поручили Герою Советского Союза Эдуарду Ивановичу Кузнецову, сменившему в должности шеф-пилота ОКБ легендарного Владимира Константиновича Коккинаки. Учитель и ученик обошли самолет, все осмотрели, еще раз обменялись мнениями и академик сказал: “Можно!..” Понятно, что решение о первом вылете ИЛ-76 по сути дела в самом центре столицы уже было согласовано и принято, однако Генрих Васильевич посчитал святым своим долгом предоставить именно Ильюшину возможность проводить в небо самолет с его именем на крыльях…

В 1969 году в Опытно-конструкторском бюро началась разработка первого российского широкофюзеляжного пассажирского самолета, названного ИЛ-86. К тому времени отечественные перевозки пассажиров приблизились к 100-миллионному рубежу, спрос на воздушный транспорт был огромен.  Однажды Новожилов возвращался из Сочи в одном самолете с двумя министрами – авиационной промышленности П.В.Дементьевым и гражданской авиации Б.П.Бугаевым. Разговор, естественно, зашел о создаваемом “курортнике” ИЛ-86, ведь лайнер предназначался для обслуживания больших потоков пассажиров в места массового отдыха. Для таких рейсов его предусмотренная постановлением правительства дальность в 2400 километров представлялась вполне достаточной. Однако Генрих Васильевич сообщил министрам, что в ОКБ в инициативном порядке изучают вопрос об увеличении дальности вдвое. И его, как говорится, поймали на слове: министры пододвинули Новожилову листок бумаги, поставили на нем “5000 километров” и заставили подписаться… По сей день все российские авиаперевозчики, эксплуатирующие ИЛ-86, используют его на линиях подобной протяженности…

Создание небывалой для российской авиапромышленности машины, 350 пассажирских кресел – дело нешуточное, началось с проработки возможных вариантов. Новожилов припоминает, что рассматривали трансформации пассажирского ИЛ-62 и даже транспортного ИЛ-76. В конце концов, принялись за разработку совершенно нового аэроплана. На исходе 1976 года из ворот опытного завода ОКБ на летное поле Центрального аэродрома выкатили первый опытный ИЛ-86. Командиром корабля утвердили опять-таки Эдуарда Кузнецова (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации), правым летчиком – Георгия Волохова (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР), штурманом – Валерия Щеткина (заслуженный штурман-испытатель СССР), бортинженером – Ивана Якимца.

“Мы были готовы к подъему такого самолета, вспоминает Эдуард Кузнецов, хотя бы потому, что за плечами уже был опыт, связанный с освоением грузового ИЛ-76. К тому же, в конструкторском бюро функционировал отдел моделирования полетов, там создали по решению Правительства и Госкомиссии СовМина СССР весьма достоверный тренировочный стенд для натурных тренировок, поскольку подъем огромного лайнера в центре Москвы накладывал на всю работу определенный отпечаток. Естественно, учитывались возможные варианты. Честно сказать, по сторонам смотреть не пришлось. Нужно было выполнить поставленную задачу – взлететь и перегнать новый лайнер на аэродром “Раменское” в подмосковном Жуковском на нашу летно-испытательную и доводочную базу. Первый полет, а это произошло 22 декабря 1976 года, продолжался примерно полчаса. Казалось бы, конец года, пора подводить итоги, обмыть как следует событие… Не тут-то было… На следующий день по указанию Новожилова мы выполнили еще один полет, а потом – до Нового года – еще три… Тут уж было не до пирушек…” В конечном итоге Воронежский авиационный завод построил 103 серийных ИЛ-86. За двадцать лет они перевезли примерно 150 миллионов пассажиров, мало того, стали своего рода базовой моделью для разработки следующих лайнеров.

Эти машины вобрали в себя целый “букет” оригинальных конструкторских решений. Неслучайно в 1984 году Новожилова избрали действительным членом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления. Его научные работы связаны с аэродинамическими исследованиями, надежностью сложных конструкций, разработкой принципиально новых подходов к так называемой технологичности разрабатываемых машин и механизмов. Около полутора сотен изобретений и этих самых “нововведений” защищены патентами… В начале 1980-х Г.В.Новожилова наградили второй золотой медалью Героя Социалистического Труда. К тому времени он уже был депутатом Верховного Совета СССР, потом избирался депутатом еще двух созывов…

Вот несколько кадров из хроники жизни ОКБ “Ильюшин” времен его преемника Г.В. Новожилова.

В феврале 1980 года ИЛ-18Д совершил перелет из Москвы в… Антарктиду по так называемому “центральному маршруту”, другими словами, “вниз по меридиану”, и совершил посадку на ледовом “аэродроме” у подножия горы Вечерней близ советской станции “Молодежная”. Дорога туда и обратно протяженностью почти 16 тысяч километров заняла 26 летных часов… Под Новый год, 26 декабря, начались пассажирские перевозки на широкофюзеляжном ИЛ-86.

В марте 1981 года в Ташкенте (Ташкентское производственное объединение имени В.П.Чкалова – давний и постоянный партнер ильюшинцев) подняли в воздух модифицированный военно-транспортный ИЛ-76МД. Самолет и сегодня строят там серийно. В августе взлетел самолет-лаборатория ИЛ-76К, предназначенная для тренировок космонавтов в условиях кратковременной невесомости.

1982-й стал годом первого полета очередной модификации ИЛ-76ТД и взлетом экспериментального реактивного штурмовика ИЛ-102… Год спустя отправляют в небо заправщик ИЛ-78 и летающий госпиталь ИЛ-76МД “Скальпель”…

28 сентября 1988 года Станислав Григорьевич Близнюк (Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР), сменивший Кузнецова в должности шеф-пилота ОКБ, поднял с Центрального аэродрома в Москве опытный дальнемагистральный ИЛ-96-300, входящих в состав специального летного отряда “Россия”, было присвоено имя создателя этой машины – авиаконструктора Генриха Новожилова. При жизни! И это было не просто приурочено к 90-летию Генриха Васильевича. Это стало ярчайшим признанием его заслуг и бренда надежности его крылатых машин, а через полтора месяца, уже в Воронеже, Близнюк взлетел на построенной там второй “девяносто шестой” (Воронежский авиазавод – еще один постоянный партнер “илов”).

В марте 1990 года совершил первый полет новый пассажирский самолет для местных воздушных линий – двухмоторный турбовинтовой ИЛ-114…

Пройдет некоторое время, и поднимется ИЛ-96 с американскими двигателями. 17 мая 1994 года Игорь Гудков на подмосковном аэродроме “Раменское” поднял легкокрылую многоцелевую “птичку” ИЛ-103.

1 августа 1995 года Анатолий Николаевич Кнышов (Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель СССР) совершил в Ташкенте первый полет на очередной версии ИЛ-76, уже с литерами “МФ”, оснащенной пермскими двигателями ПС-90. Правда, термин “версия” для ИЛ-76МФ не очень-то и подходит. Это совершенно новый летательный аппарат, своим рождением обязанный опять-таки инициативе ОКБ и ташкентского завода.

Последнее десятилетие, когда знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства, стало тяжелым испытанием для генерального конструктора Г.В. Новожилова и его коллег. Однако, несмотря на все трудности, ОКБ “Ильюшин” продолжает поднимать в воздух один за другим новые самолеты, потребные для века ХХI-го. ИЛ-114-100 с зарубежными моторами уже сертифицирован. В содружестве с пермяками ОКБ ставит на ИЛ-76ТД усовершенствованные двигатели ПС-90А. Легкий ИЛ-103 тоже прошел международную сертификацию, как и транспортный “тяжеловоз” ИЛ-96Т…

Авиаконструктор Генрих Новожилов был абсолютно уверен: предела конструкторской мысли не было и нет. И что цифровые технологии – это лишь средство, которое расширяет возможности конструктора, прочниста, аэродинамика. В компьютерные программы, по его словам,  уже заложен опыт создания конструкций. Есть возможность проводить аэродинамические исследования и расчеты прочности в таком объеме, какой раньше и не снился. Это упрощает работу. Позволяет получить более высокие результаты и проектирования, и производства.

В давние-давние времена на Руси таких людей, как Генрих Васильевич Новожилов, называли “Розмыслами”… Да, академика Новожилова государство не обделило своим вниманием: он – дважды Герой, награжден девятью орденами, медалями, имеет множество самых почетных званий и титулов. Но, пожалуй, главное его звание – Конструктор, то есть творец нового.

К публикации материал подготовил Член Президиума Совета ветеранов связи ВМФ, Член ветеранов Комитета спецсвязи, ветеран Великой Отечественной Войны и Труда, Лауреат Госпремии СССР, пенсионер Госкомиссии Совмина СССР (1958-1992гг.)  Городилин Валентин Михайлович – 1930 г.рождения.

Written on Май 1st, 2019

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Гвардия ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия ВПК

Гвардия ВПК – это образ жизни