Глава первая. Восстановление храма

 Ранее мною был описан тот беспредел, который творился в нашем государстве после совершения переворота в1917 году. Недаром в гимне того времени «Интернационал» пелось, что разрушим всё до основания, а потом….

Вознесенский женский монастырь

В Москве со сменой руководства государством всегда осуществлялась не только внутренняя перестройка и реконструкция кабинетов и существующих зданий Кремля, но и новое строительство зданий и дворцов, причем часто со сносом старинных зданий и дворцов.

Чудов монастырь

Особенно большие работы в Кремле выпали на XIV-ХIХ века. Этот период сопряжен с утратой некоторых высоко значимых древних памятников архитектуры: соборов Чудова и Вознесенского, которые простояли в Кремле около шести столетий, Храма Христа Спасителя и храма святителя Николая в Заяицком и многих церквей и монастырей.

Кремлевский Вознесенский монастырь был одной из первых женских обителей в Москве. Храм Христа Спасителя был создан в память о победе над французами в1812году. Сотни храмов и церквей были закрыты. Началось гонение на священнослужителей и сотни людей были сосланы в лагеря.

Отношения к религии у наших родителей было своеобразное. Моя мама была «набожной». Нас детей она всех крестила, «наверное – тайно», иначе это осуждалось. Мама часто ходила в церковь в Виноградово или ездила в Москву в церковь на Новослободской. По религиозным праздникам иногда брала нас с собой. Большие праздники Рождество, Пасху, престольный – Покров мы всегда дома отмечали торжественно с приездом гостей и родственников. Дома у нас было много икон в очень дорогих и хороших окладах. На праздники зажигали лампады или свечи, это придавало особую атмосферу торжественности. Отец в церковь не ходил, но никакого недовольства не проявлял. У нас в семье жил мой дедушка Матвей Егорович Голубев, отец моей мамы. Дедушка был не зрячий, слабо передвигался, сказалась высылка в Архангельск в период раскулачивания. Дедушка был очень набожный, часто его можно было видеть стоящего у печки-«галанки»и вполголоса читающего молитвы. Нам, детям при посещении храмов было всё интересно – но вникать в существо религии не получалось. Во время войны отношение к церквям стало меняться. Гонение на церковнослужителей прекратилось. Служение в действующих церквях стало более открытым. Я вспоминаю, что в период моей службы в ВМФ, нас офицеров совместно с милицией направляли на поддержание порядка во время церковной службы во многие храмы. Мне пришлось побывать в Богоявленском соборе в Елохове на службе Рождества, причем при посещении службы форма одежды должна быть парадная. Это запомнилось на всю жизнь.

В 50-е годы Правительством было принято решение о существенном сокращении финансирования Советской армии и Военно-Морского флота и их численного состава. До 1953 года я работал техником, инженером, ст. инженером в подразделениях Минсвязи СССР и Минобороны СССР, с 1953г. по 1958г. служил офицером связи Военно-Морского Флота. Службу закончил в звании инженер-капитана. С 1958г. по 1992 г. был зачислен на государственную службу в Комиссию Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. Курировал вопросы развития радио и проводных сетей связи, космической связи, цветного телевидения и товаров народного потребления. Занимался вопросами создания научных и производственных мощностей по военной и специальной технике и подготовки для них высококвалифицированных кадров, строительства и оснащения объектов «Олимпиады-80», а также реконструкции зданий и сооружений Московского Кремля, в том числе церковных объектов.

В 1992 году в связи с ликвидацией государственных органов СССР, действующими федеральными законами и достижением предельного возраста, установленного для исполнения должности служащего федеральной государственной службы, был отправлен на пенсию. Будучи уволен на пенсию, я остался верен своей профессии. С 1992 года я работал на различных должностях в коммерческих организациях, начиная от инженера до Генерального директора, где продолжаю работать по настоящее время.

Много позднее, после распада Советского Союза и образования самостоятельного государства Россия, началось возрождение религиозных ценностей: передача конфискованных зданий монастырей, церквей и их восстановление. Правительством было принято решение провести амнистию церковнослужителей и возвращение сохранившегося церковного имущества. Многие церкви обратились к частным коммерческим организациям и населению об оказании материальной и другой помощи в восстановлении разрушенных храмов. Наша семья также откликнулась на этот призыв и внесла небольшую сумму средств на возрождение Храма Христа Спасителя.

В 2002 году я был отправлен на пенсию и через некоторое время меня пригласили на работу в коммерческую организацию «Международная компания телекоммуникаций» американской фирмы «Белком». Фирма занималась предоставлением спутниковой телефонной связи американским нефтяным компаниям в Сибири и на Дальнем Востоке.

Вскоре в адрес фирмы поступило обращение Приходского совета храма святителя Николая в Заяицком с просьбой о минимальной помощи.

Уважаемые господа!

К Вам обращается Приходской совет церкви святителя Николая в Заяицком (Раушская наб. д.26/1-3) с просьбой о минимальной помощи.

Наш храм называли некогда «жемчужиной» Замоскворечья. Построенный по проекту архитектора Д.Ухтомского на Раушской набережной, почти напротив Кремля, храм представлял собой образец церковного зодчества середины 18 века. Облик его запечатлен на многих старинных гравюрах и фотографиях. В 30-е годы храм закрыли, священника о. Василия расстреляли, приход разогнали, со временем снесли купол и колокольню, превратив церковь в промасленный и закопченный заводской цех. Лишь в самое недавнее время помещение церкви было освобождено и полностью передано нашей общине.

По своим масштабам храм приближается к размерам Богоявленского собора в Елохове. Восстановление его требует огромных затрат. С Божией помощью мы начали возводить колокольню. С Устьинского моста хорошо видно, как на Раушской набережной постепенно ряд за рядом поднялись стены третьего яруса колокольни нашего храма.

В Святую Пасху впервые после шестидесятилетнего перерыва в храме была совершена Божественная литургия, и с этого момента в отремонтированном Николь­ском приделе регулярно совершается Богослужение.

Для продолжения строительства в этом году и начале следующего года — реставрации придела преподобного Сергия Радонежского и трапезной части храма, устройства полов в трапезной части, строительства баптистерия (крестильни) под колокольней храма — нам необходимо собрать около 400 млн рублей (без учета деноминации, конечно). Это означает поиск нескольких десятков организаций, либо частных лиц, готовых внести от 300 до 700 тыс. рублей каждый на благое дело. Мы прекрасно понимаем, что наша просьба для Вас, по-видимому, отнюдь не единственная. Тем не менее, мы рассчитываем на Вашу доброту и на отзывчивость наших сограждан, которые хотели бы жить в красивом и благолепном городе и которым небезразлична судьба возрождающихся приходов и обителей. Мы составляем синодики (списки) имен наших жертвователей для поминовения их за каждым богослужением и молитве о них

Надеемся, что и Ваша организация не откажется от участия в возрождении храма Николая Чудотворца, небесного покровителя путешественников, моряков, предприни­мателей и всех, кто в трудные минуты жизни обращается к нему за помощью с верою и надеждой.

С любовью о Господе-: Председатель Приходского'” совета храма

(Белодед Я.В.)

Генеральный директор фирмы «Белком» Е.Луппов поручил мне выяснить подробности обращения, а также, что фирма от этой «сделки» будет иметь, в том числе возможна ли аренда площадей.

Мне удалось побеседовать со Старостой храма – Ярославом Владимировичем Белодедом. Им оказался милейший человек, который рассказал историю храма и что предстоит выполнить в первую очередь. Необходимо выполнить полную наружную и внутреннюю реставрацию, укладку пола, восстановление росписей и иконостасов, покраску стен, благоустройство территории храма, создание интерьера. Ни о какой аренде или возмещении передаваемых материальных средств не могло быть и речи.

История Храма святителя Николая такова. Весь район, прилегающий к правому берегу реки Москвы, между Каменным и Устьинским мостами, в древности занимали садовнические слободы. Здесь жили садовники, обслуживающие царские сады, устроенные по приказу Ивана III в конце XV столетия и тянувшиеся полосой вдоль берега реки, напротив Кремля. В этом районе и была построена деревянная церковь. Считается, что название церкви произошло оттого, что в начале XVII века заяицкими казаками был пожертвован образ святого чудотворца Николая, во имя которого построен правый придел теплой церкви. Эта версия подтверждается и недавно найденным архивным документом. В 1657 году на этом месте была построена каменная церковь, но через сто лет она настолько обветшала, что ее решили снести и построить новую во имя Николая Чудотворца.

Проект церкви был выполнен под руководством известного архитектора И.Ф.Мичурина его учеником И.С.Мергасовым. Однако 11 сентября 1743 года новопостроенная церковь внезапно обрушилась. В 1745 году ее начали строить заново с самого фундамента под руководством того же Мичурина. В основном храм достроили к 1759 году. Новый храм своими внушительными размерами и пышностью декора вполне соответствовал размаху барочной архитектуры середины XVIII века.

Алтарь храма Николая Чудотворца в Москве

Особенно впечатляло прекрасное качество архитектуры четверика храма: гармоничные пропорции, изящество сложных профилей, нарядность редких по рисунку наличников. Высокий восьмигранный купол над ним украшен восемью необычно крупными световыми люкарнами, подчеркивающими монументальность сооружения. Масштаб четырехъярусной колокольни соответствовал ее роли как высотной доминанты окрестной застройки. Фасады ярусов обильно украшены стройными пилястрами, но выглядят гораздо строже, чем трапезная и храм.

В XIX веке при церкви открыли церковно-приходскую школу.

Весной 1908 года храм пострадал от наводнения. 9 апреля, в Великую Среду, вода в Москва-реке, Яузе и Водоотводном канале стала прибывать с неимоверной быстротой. За трое суток уровень в Москва-реке взметнулся почти на 9 метров выше ординара. Под водой оказалось 16 квадратных километров городской территории — 226 улиц, переулков, набережных, 2500 домов с 180000 жителей. Москва-река слилась с Водоотводным каналом, образовав единый поток шириной до полутора километров. На Кремлевской набережной вода поднялась так высоко, что на столбах уличного освещения видны были одни лишь газовые фонари.

Кремль выглядел со стороны затопленного Замоскворечья «островом Буяном» из пушкинской сказки. В полночь с субботы на пасхальное воскресенье 13 апреля наводнение достигло высшей точки. Панический страх охватил жителей приречных кварталов. Нечто невообразимое творилось в церквах, стоящих по берегам Москва-реки и Водоотводного канала. Грязная ледяная вода затопила храмы. Священники и богомольцы передвигались вброд по колено и по пояс в воде. Отметив, таким образом, Светлое Христово Воскресение, паводок стал спадать. И лишь неделю спустя можно было хотя бы приблизительно определить ущерб, причиненный, по меньшей мере, двенадцати московским храмам. Бедствие было огромным, «убытки составили десятки миллионов рублей».

Наводнение в Москве

В храме Николы Заяицкого все иконостасы были попорчены, книги подмочены; в ризнице и алтарях от сырости и грязевых потоков пострадало до 25 дорогих облачений.
В 1812г. на храм снова напасти. Во время захвата французами Москвы и пожара 1812 года огонь пощадил храм, но его утварь оказалась разграблена французами. Однако благодаря пожертвованиям прихожан утраченную утварь заменили новой и придел Николая Чудотворца 19 сентября 1812г. был освящен. С начала XIX века жизнь в приходе активизировалась, чему способствовали купцы, жертвовавшие на благоустройство храма. На основании документов можно предполагать, что в 50—60 годы в храме проводились ремонтные работы и его интерьер мог претерпеть существенные изменения, тем более что в это время храм отмечал 100-летний юбилей.

Главной святыней была храмовая икона Преображение Господне, датируемая первой половиной XVI века и ныне находящаяся в собрании Третьяковской галереи.

 Октябрьская революция 1917г. положила начало новому этапу в истории храма Николы Заяицкого. В октябре 1918 года состоялось общее приходское собрание, участники которого выразили желание взять под свою ответственность и на свое попечение церковное имущество. Вскоре из Исполнительного комитета Замоскворецкого районного Совета рабочих и крестьянских депутатов пришло указание с пометкой «срочно»: церковь Николы Заяицкого обязывалась представить в Юридический отдел опись церковного недвижимого имущества, денежные отчеты за 1917 и 1918 годы, расписки о сдаче в банк процентных бумаг и наличных денег, причем в жесткой форме заявлялось, что виновные в неисполнении подвергнутся аресту и будут преданы суду за неисполнение распоряжений Советской власти.

В январе 1930 года Президиум Московского Совета принял решение о закрытии церкви и передаче здания под клуб пионеров. Но это решение выполнено не было. На обращение Общества верующих при московской Николо-Заяицкой православной церкви с просьбой, оставить за ними данный приход, было отказано. В 1933 году здание храма было передано Московскому объединению государственных электрических станций, которое разместило в нём цех трансформаторного производства. При приспособлении церковного помещения для новых нужд были разобраны прекрасной работы резные иконостасы, вывезена многочисленная утварь и частично уничтожена роспись стен; оставшуюся роспись покрыли слоями побелок и покрасок; фрагментарно сохранилась только лепнина середины XVIII века, в частности рокайлевая рама над дверным проемом на западной стене трапезной, растительные орнаменты и тянутые карнизы на сводах. Вскоре из Николо-Заяицкого храма было вывезено 92 церковных предмета, включая 88 серебряных риз с икон, общим весом более 15 пудов. В протоколе отмечалось, что «отношение верующих по изъятию было очень хорошее и жалоб со стороны общины… никаких нет».

В 1939 году храм решили снести.

Вид разобранной колокольни.

Успели разобрать восьмигранный купол с люкарнами (окнами) над четвериком основного объема церкви и два верхних яруса колокольни, и лишь вмешательство охраны памятников архитектуры спасло здание от полного уничтожения. К счастью, церковными служителями были сделаны многочисленные фиксационные фотографии внутренней отделки храма, а также кроки иконостаса и ворот ограды. Церковь с разобранным куполом и колокольня без верхних ярусов простояли до 1955г., когда специалисты под руководством А. С. Алтухова разработали проект их надстройки, взяв за основу сохранившиеся фотографии, данные натурных изысканий и фрагменты деталей декора. Однако реставрационные работы из-за отсутствия средств не были выполнены в полном объеме и носили скорее косметический характер. До 90-х годов храм святого Николая Чудотворца находился в аварийном состоянии, из-за плохой сохранности фундаментов в кирпичной кладке в стенах образовалось множество сквозных трещин.

В 1992г. Правительство Москвы выпустило постановление о передаче зданий храма Святителя Николая в Заяицком Русской Православной Церкви.
В 1996г. Мосэнерго освободило изуродованное, превращенное в промасленный и закопченный цех помещение храма — посреди его центрального придела были проложены рельсы для вагонетки, заходившие в алтарь; в стены вмонтированы металлические перекрытия; интерьер полностью разрушен. Началось возрождение храма. Усилиями прихожан, на пожертвования различных организаций и частных граждан были демонтированы все приспособления, оставшиеся от прежнего арендатора. В главном приделе и его алтаре были завершены штукатурные и отделочные работы, восстановлена котельная и устроено отопление помещений храма, заменена внутренняя электропроводка и осуществлено освещение во всем храме. Для будущих гранитных полов сделано бетонное основание-стяжка, отреставрированы колокольня и трапезная, в части храма, произведены внутренние и наружные работы. Были заново сооружены два яруса и купол с барабаном 45-метровой колокольни, ранее разрушенный строителями Мосэнерго. Был заново оборудован новый мраморный баптистерий.

Восстановленный храм св.Николая Чудотворца

30 декабря 1999 года на колокольню водрузили крест и освятили новый иконостас Никольского придела. В 2000г, на второй день Преображения Господня, протоиерей Василий Павлович Смирнов, бывший настоятелем Николо-Заяицкого (Спасо-Преображенского) храма до его закрытия, Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к Cобору новомучеников и исповедников Российских. В июле этого же года настоятелем назначен правнук Василия протоиерей Димитрий Смирнов. В настоящее время в храме звонарем служит Николай Головлев.

После моего обстоятельного доклада Генеральный директор фирмы «BELCOM» г-н Луппов Е.О. совместно с главным бухгалтером приняли решение в просьбе Председателя Приходского Совета храма отказать и поручили мне отказ довести до сведения Совета.

Обсудив отказ фирмы в помощи храму, наша семья решила об отказе фирмы «BELCOM» в Совет не сообщать, а помощь оказать из собственных средств.

Я попросил сына Валерия перечистить на счет Приходного Совета храма денежные средства для участия в восстановлении Храма святого Николая в Заяицком, что он с удовольствием выполнил. Из-за аварийного состояния здания храма, богослужение вначале совершалось в домовой церкви.

Наша семья неоднократно бывала на этих богослужениях. Нам очень понравились церковные службы в этом храме и мы с нетерпением ждали, когда начнутся службы в самом храме. Чтобы как-то приблизить этот день, мы также старались ежегодно помочь восстановлению храма небольшими пожертвованиями. Наконец мы дождались того дня, когда можно было всей семьёй присутствовать на богослужении в основном здании Храма святого Николая в Заяицком.

Председатель Приходского совета Калинин Ф.В. сердечно поздравил нашу семью.

Благодарственное письмо

 

 

Written on Сентябрь 18th, 2011

Гвардия-ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия-ВПК

Гвардия-ВПК – это образ жизни