%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%b2_%d0%bf_%d0%b2Жизнь замечательных людей – Генерал – полковник Ленинградской Краснознамённой военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф. Можайского Родимов Пётр Васильевич.
Если б молодость знала, а старость могла. Эта фраза знакома любому. Только жизнь, к сожалению, всего лишь одна и прожить её надо так, чтобы мудрость и сила, участок в середине жизненного пути, могли идти рядом.
Примером такой судьбы был замечательный ученый инженерно-авиационной службы в Военно-воздушных силах, участник Великой Отечественной войны профессор, академик, генерал-полковник Родимов Петр Васильевич.
После смерти отца Петр, единственный кормилец в семье, буквально мечется в поисках заработка: сортирует посылки на Финляндском вокзале, служит счетоводом на продовольственном складе и санитаром в госпитале.
В 20-х годах в крупных городах России начали организовываться аэроклубы, куда потянулась молодежь. В аэроклубах молодёжь проходила первое знакомство с самолётами, участвовала в техническом обслуживании летательных аппаратов и осуществляла прыжки на парашютах.
Петр с друзьями часто бегал на Комендантский аэродром, где состязались авиаторы, зачитывался рассказами о русском летчике Нестерове и его «мертвой петле», а газетную вырезку о воздушном параде на Ходынском поле хранил в нагрудном кармане.

Самолеты из полета в то время возвращались сплошь забрызганными маслом, которое выбрасывалось через патрубки из цилиндров мотора. Иногда машина становилась просто черной. Такой облитый маслом самолет предстояло вычистить до блеска. Эту малоприятную работу и выполнял Петр с друзьями. Это позволило хорошо изучить конструкцию и особенности эксплуатации боевых самолетов, стоявших тогда на вооружении Красной Армии.
В 1921 году Родимов Петр Васильевич  был призван в Красную Армию.

С ноября 1923 года он служил в Первой отдельной истребительной авиационной эскадрильи в Ленинграде, а с июля 1924 года – младший моторист и младший механик добивается направления на курсы переподготовки в военную авиационно-техническую школу имени К.Е.Ворошилова. После окончания курсов с октября 1927 года Петр Родимов назначен старшим авиатехником авиационной бригады тяжелых бомбардировщиков Ленинградского военного округа.

В 1928 году Петр Родимов становится слушателем Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского. В годы учебы у Родимова проявились качества аналитика и педагогические способности. После блестящей сдачи в 1932 году государственных экзаменов, он был оставлен в академии адъюнктом-преподавателем.

С июня 1933 года – Родимов старший инспектор по эксплуатации в ВВС Ленинградского военного округа, позднее назначен начальником сектора, а с января 1935 года – заместитель начальника отдела в Управлении материально-технического снабжения ВВС РККА.

С января 1936 года – Петр Родимов старший военпред на авиационном заводе № 18 (Воронеж), а с мая 1937г. – военпред на авиационном заводе № 34 (Москва). С мая 1937 года – начальник отделения лёгких и специальных самолетов в Научно-исследовательском управлении морской авиации. С мая 1939 года – старший военпред 1-го Управления вооружения и снабжения ВВС РККА, с апреля 1940 года – инженер по самолетам ВВС РККА. С мая 1940 года – ведущий инженер НИИ Главного управления авиационным снабжением РККА. С сентября 1940 года Петр Васильевич Родимов – член Научно-технического комитета ВВС РККА по самолетам.

Петр Васильевич Родимов участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года: главный инженер управления Южного фронта, с мая 1942 года – Начальник отдела, начальник службы эксплуатации и главный инженер 4-й воздушной армии.

Участник Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции, Северо-Кавказской оборонительной операции, Северо-Кавказской наступательной операции. С февраля 1943 года – заместитель Главного инженера ВВС РККА по ремонту.

С мая 1945 года – заместитель начальника управления в Главном управлении вооружений ВВС РККА. С сентября 1946 года – главный инженер – заместитель командующего по инженерно-авиационной службе 16-й воздушной армии в Группе советских оккупационных войск в Германии.

В послевоенные годы проходил службу на командных должностях в ВВС Министерства обороны. В январе1947 года генерал-лейтенант Родимов П.В. назначается Начальником Ленинградской Краснознамённой военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф.Можайского.

Ю.А.Толмачёв, А.И.Белов, ВПК -Л.И.Горшков и В.М.Городилин на выставке средств связи

Ю.А.Толмачёв, А.И.Белов, Э.К.Первышин, ВПК -Л.И.Горшков и В.М.Городилин на выставке спецсредств связи в академи

Первая встреча Городилина В.М. (Заместителя заведующего отделом Госкомиссии Президиума Совмина СССР) с Родимовым П.В. – Председателем Государственной комиссии по приему на вооружение первого отечественного твердотопленного ракетного комплекса стратегического назначения (РКСН) произошла в середине шестидесятых годов. На встрече присутсрвовали Министр радиопрома В.Д.Калмыков, Маршал войск связи А.И.Белов и специалисты из разных ведомств и академии. В дальнейшем с руководством академии и военпредовским аппаратом мне, как сотруднику ВПК, курирующему разработку и производство спецсредств связи и управления для Вооруженных Сил пришлось встречаться для разработки необходимых мероприятий.

Генерал-полковник Родимов П.В. возглавлял академию свыше 22 лет. Внёс большой вклад в перестройку учебного процесса на подготовку инженерных кадров сначала для реактивной авиации, а позднее для ракетных и космических частей. Принимал активное участие в развитии ракетно-космических исследований и организации учебного процесса в академии по ракетно-космическим специальностям.

С сентября 1969 года – в отставке. Однако ещё свыше 20 лет продолжал работу в академии, будучи её профессором.

Родимов П.В. творчески сочетал в себе высокие качества ученого и руководителя, проводил плодотворную деятельность по подготовке и воспитанию военно-инженерных и научных кадров, развитию военноавиационной науки, внедрению новых образцов авиационной и космической техники.
После увольнения из рядов Советской Армии занимался научной деятельностью в академии, имеет много научных трудов и разработок. Всю жизнь без остатка Родимов Петр Васильевич отдал ВВС и военно-космическим войскам.
Боевые заслуги генерала отмечены в военные и послевоенные годы высокими государственными наградами: тремя орденами Ленина (в 1949 г.,1961 г. и 1969 г), шестью орденами Красного Замени, орденом Кутузова 2-й степени, двумя орденами Отечественной войны, двумя Красной Звезды и многими медалями.
В жизни Петр Васильевич был заботливым, душевным и чутким к людям человеком, за что снискал к себе их любовь и уважение.
Вот как характеризует Петра Василевича Родимова человека, судьба которого неотделима от истории Ленинградской военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф. Можайского бывший слушатель полковник в отставке Владимир Салов.
Академия, сформированная незадолго до Великой Отечественной войны, летом 1945 года вернулась из Йошкар-Олы и разместилась в исторических зданиях бывшего 2-го кадетского корпуса на Петроградской стороне.
Молодой коллектив академии в годы войны немало сделал для подготовки инженерных авиационных кадров, разработки научных и учебно-методических материалов в интересах боевых авиачастей и других учебных заведений. Вклад академии в Победу был отмечен орденом Красного Знамени.

Готовились к встрече нового начальника академии.

В академии с интересом и некоторой настороженностью ожидали, каким же он будет, новый начальник, генерал-лейтенант инженерно-технической службы Петр Васильевич Родимов.
И вот руководящий и профессорско-преподавательский состав собрали в зале заседаний. Когда генерал вошел, все невольно подтянулись. Сам внешний облик нового начальника внушал уважение: плотно сбитый, широкоплечий, с безупречной воинской выправкой, на груди – семь боевых орденов. Открытое, приветливое лицо, улыбка располагали, рождали доверие. Первым требованием нового начальника было неукоснительное соблюдение воинской и учебной дисциплины. Было сказано, что преподаватель – ведущая фигура в учебном процессе. Необходимо добиться, чтобы в каждом кафедральном коллективе сложилась творческая атмосфера, обеспечивалось взаимное обогащение преподавателей новыми идеями. Родимов обратил внимание на важность кропотливой, повседневной индивидуальной работы со слушателями. Назначение П.В. Родимова начальником академии было конечно же не случайным. Предстояло кардинально перестраивать учебный процесс в академии, поскольку на смену поршневой шла реактивная авиация, все интенсивней становились работы по созданию боевых баллистических ракет. Слушателей предстояло вооружить очень большим багажом знаний, не меняя сроков обучения. Петр Васильевич к тому времени был одним из наиболее квалифицированных специалистов инженерно-авиационной службы в Военно-воздушных силах Красной Армии. Он занимал должность начальника Главного управления ВВС. За его плечами были годы работы на авиационных заводах, организация инженерно-технической службы в экстремальных условиях войны. Самолеты и авиация были сутью его жизни.
В годы войны П.В.Родимов был главным инженером управления ВВС Южного фронта, с мая 1942 г. – главным инженером 4-й воздушной армии.
Инженерно-технические работники ВВС делали всё, казалось, даже невозможное, обеспечивая боеготовность техники. Было немало самолетов, которые совершили вынужденную посадку за пределами аэродрома. Нельзя было допустить, чтобы они достались противнику.
«Выход, – вспоминает главный маршал авиации К.А. Вершинин в книге «Четвертая воздушная», – был найден благодаря изобретательности и трудолюбию инженерно-технического состава ВВС фронта, возглавляемого П.В. Родимовым». По его инициативе были созданы команды для обнаружения аварийных самолетов, выездные ремонтные бригады при полевых авиаремонтных мастерских. Петр Васильевич вспоминал, как на одном из обстреливавшихся фашистами аэродромов южнее Запорожья почти одновременно, не выпуская шасси, совершили аварийную посадку три подбитых в бою штурмовика Ил-2. Под огнем противника за одну ночь ремонтная бригада отремонтировала все три самолета, а утром они были в бою.
В боевой характеристике Родимова от 30 мая 1942 года сказано: «Высокограмотный, культурный инженер. Отлично знает материальную часть самолетов, моторов, вооружения и спецоборудование к ним. За время войны провел большую работу по восстановлению материальной части: отремонтировано в авиамастерских 1.206 самолетов, 1.842 мотора и полевым ремонтом 5.636 самолетов». И это всего за полгода!
В феврале 1943 года генерал-майора инженерно-технической службы Родимова перевели в Управление Военно-воздушных сил Красной Армии. Теперь он занимался организацией ремонта и восстановления поврежденных самолетов в масштабе всей армии.

родимов

Памятная доска Генералу Родимову П.В. на главном здании Академии ВВС

Такого вот человека – знающего, опытного, испытанного войной – встречали мы в академии. На посту ее начальника он был до 17 сентября 1969 года – более двадцати лет. На административном здании Ленинградской военно-воздушной инженерной академии имени А.Ф. Можайского установлена памятная доска. На доске текст: “Генерал-полковник профессор Родимов Пётр Васильевич, видный организатор подготовки военных инженеров авиационного и ракетно-космического профиля, возглавлял академию с 1947 по 1969 год”.
Академия развернула широкое жилищное строительство. Дома для постоянного состава, общежития для слушателей и курсантов росли как грибы. Однако административно-хозяйственные заботы никогда не заслоняли для начальника академии главного – человека. Он много внимания уделял нравственному воспитанию, расширению культурного кругозора военных инженеров. О чуткости, внимательности и заботе Петра Васильевича о подчиненных, независимо от звания и занимаемой должности, в академии до сих пор ходят легенды. Люди тянулись к нему, дорожили общением с ним.
После увольнения в отставку Петр Васильевич более 20 лет проработал профессором кафедры. Вел занятия, выступал перед офицерами и курсантами во вне учебное время. К нему по-прежнему обращались за советом руководители разных уровней. Без волнения нельзя было видеть, как подтягивались офицеры, переходили на чеканный шаг курсанты, отдавая воинское приветствие пожилому человеку в темном костюме. На вопрос о здоровье Петр Васильевич отвечал неизменным: «Держусь вертикально».

Не стало Петра Васильевича Родимова в январе 1996 года.

Наверное, каждому из нас в этой жизни отпущен свой срок. Можно утешаться тем, что там, наверху, лучше знают, когда мы должны покинуть этот мир. Можно повторять, что лучших людей Бог забирает первыми. Но теряя такого друга и такого человека, каким был Петр Васильевич Родимов, еще и еще раз понимаешь, что так быть не должно. И с этой несправедливостью ничего нельзя сделать – только вспомнить его и помнить о нем, надеясь, что пока эта память жива, частичка его души будет с нами.img306

Written on Август 16th, 2017

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Гвардия-ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия-ВПК

Гвардия-ВПК – это образ жизни