События и люди нашей жизни. Флёров Иван Андреевич и Городидин Михаил Иванович

70 лет отделяют нас от грозных военных событий, происходивших на полях нашей Родины. Но люди разных поколений должны помнить, то драматическое и героическое время, когда наши отцы, деды и прадеды отстояли ценой своих жизней нашу свободу, свободу наших детей, да и вообще всех людей мира разгромив фашистские полчища.

На этих страницах мне хотелось рассказать, как переплелись события в жизни разных людей, объединенных одной целью …

Мой отец, Городилин Михаил Иванович родился в 1903 году в деревне Хлебниково Московской области.

Городилин М.И. водитель автобуса.

Городилин М.И. водитель автобуса.

С детства увлекался автомобилями, и ему очень хотелось быть водителем. И вот его мечта сбылась.  В 1924 году он окончил школу шоферов, и его направили работать в 5-й автобусный парк на Бахметьевской улице в г.Москва. В те годы парк автобусов был в основном зарубежного производства Лай-Ланд и российские АМО-4, ЗИС-8 и другие. Машины были не очень надёжные, часто ломались и приходилось ремонтировать самому прямо на трассе.

На различных видах автобусов отец проработал до начала финской войны.

Папа всю жизнь за рулём, а в финскую на санитарной машине

Папа всю жизнь за рулём, а в финскую на санитарной машине

В 1939 году его призвали в армию и направили на финский фронт служить на санитарной машине. Была суровая зима. Раненых было много и перевозить раненых в холоде было тяжело. Летом 1940г. боевые действия закончились, и военный госпиталь возвратился в Ленинград.

Вскоре и отец вернулся домой. Однако спокойная мирная жизнь продолжалась не долго.

22 июня 1941г фашистская Германия без объявления войны напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Наша семья уже знала, что такое война. Ведь мой отец Городилин Михаил призывался еще раньше на финскую войну, дома сохранились письма отца и фотографии из-под Выборга.

Помню, мама Мария Матвеевна заплакала…. А дальше всё как у всех.

Всю Великую Отечественную Войну две судьбы были рядом и не знали об этом. Как это было?

На другом конце России в селе Двуречки Грязненского района Липецкой области в семье мастера Боринского сахарного завода в 1905 году родился Иван Андреевич Флёров. В семье Флеровых, помимо Ивана, росли еще три мальчика и две девочки. Иван Флеров успешно окончил местную земскую школу и после школы некоторое время работал в местном сельсовете, потом пошел работать к отцу на сахарный завод.

В 1926 году Иван Андреевич окончил профтехшколу в Липецке и, как один из лучших ее выпускников, был оставлен там преподавать слесарное дело и математику.

В 1927-1928 гг. И.А.Флёров проходил срочную службу в артиллерийских частях Красной Армии. Окончил артиллерийское училище и служил на севере страны. В 1939-1940 гг. старший лейтенант Флёров Иван Андреевич в должности командира батареи ствольной артиллерии принимает участие в советско-финской войне. Не раз попадал он в тяжелые, казалось бы, безвыходные ситуации. Однажды подразделение старшего лейтенанта Флёрова оказалась в окружении. Опасаясь худшего, Иван Андреевич написал записку жене и спрятал ее в гильзу патрона. Но случилось чудо: наши лыжники прорвали вражеское кольцо и спасли попавших в беду артиллеристов.

В череде беспрерывных боев Флёров забыл о записке. Ее нашла жена Валентина Трофимовна, когда стирала гимнастерку мужа. В записке говорилось: «Валя, может быть, мы больше не увидимся. Последняя просьба к тебе: воспитай сына честным, правдивым и преданным Родине человеком…».

На финской войне И.А.Флёров приобрел бесценный боевой опыт, за умелые действия в боях при прорыве «Линии Маннергейма» награжден орденом Красной Звезды. Именно тогда у Флёрова созрела мысль, что для подавления капитальных железобетонных и гранитно-древо-земляных укреплений нужна совершенно новая система артиллерийского огня, основанная на его большей мощности, плотности и площади поражения.

Эти соображения он высказал на приемных экзаменах при поступлении в Военную Артиллерийскую академию имени Дзержинского. Преподаватели академии полностью поддержали недавнего участника боевых действий на Карельском перешейке. Флёров был одним из лучших слушателей учебного заведения, являлся парторгом курса. Перед ним открывалась блестящая карьера военного, но все оборвала Великая Отечественная война.

городилин М.И.

Городилин М.И.

По всей стране началась массовая мобилизация в Красную Армию.

Как сложилась судьба этих защитников России, находящихся в одной части в тяжелые годы Великой Отечественной войны с фашистскими оккупантами.

В конце июня 1941г. моего отца Михаила Городилина повесткой Краснополянского райвоенкомата, как шофера, направили в подмосковную военную базу Одинцовского района (Усово), где формировалось особое артиллерийское подразделение.

Пробыл он там недолго, перед отправкой на фронт в письме (солдатский треугольник) сообщил, что получил машину и направляется в Белоруссию, просил, не беспокоится, поскольку писать, наверное, будет невозможно.

Действительно писем долго не было, и вдруг в начале сентября отец приехал на несколько часов домой. Оказалось, что отца как опытного водителя в числе других специалистов, командировали на подмосковную базу для получения резерва батареи. Батарея пополнилась бойцами, получила дополнительный транспорт, снаряды, и ее включили в состав 42-го отдельного Гвардейского дивизиона реактивной артиллерии.

Здесь мы только узнали, на каких машинах мой отец воевал. Это были реактивные системы залпового огня (РСЗО) БМ-13. Эти грозные боевые машины в народе назвали нежным именем «Катюши».Катюша

Из его рассказа, мы узнали, что он некоторое время находился в центре формирования первой Отдельной гвардейской экспериментальной батареи реактивной артиллерии резерва Верховного Главнокомандования, во главе с командиром, капитаном Иваном Андреевичем Флёровым. В состав экспериментальной батареи вошли взвод управления, три огневых взвода, взводы боепитания, а также тыловые и обеспечивающие подразделения.

В начале июля 1941 года первая в Красной Армии батарея реактивной артиллерии во главе с капитаном Флёровым выехала из столицы на Западный фронт. В колонне обычных грузовиков, крытых брезентом, выделялись зачехленные машины, напоминавшие автомобили, перевозившие понтоны. Отец говорил, что двигались они только ночью, не зажигая фар, когда невозможно было их заметить и разбомбить, а на дневных привалах в лесах личный состав обучался приемам владения новым оружием. Поскольку пусковые установки не успели пройти настоящих боевых испытаний и многие бойцы еще не принимали участия в боевых действиях, нужно было выработать тактику реактивной артиллерии — как выбирать и оборудовать огневые позиции, как маскироваться после залпа.

Пуще всего на свете предстояло беречь новое оружие от глаз врага.

Долг, подтвержденный клятвой, ко многому обязывал отца и его товарищей по оружию. Овладей фашисты секретом «катюши», трудно представить возможный ущерб для Красной Армии и всего советского народа.

Через десять дней их батарея прибыла в район Орши, где в то время велись тяжелые бои.

В такой грозной обстановке командование Западного фронта приказало капитану Флёрову нанести огневой удар по железнодорожному узлу. С наблюдательного пункта Флёров и его разведчики видели, как заполняются подходившими немецкими составами железнодорожные пути. К 14 июля на Оршинском железнодорожном узле скопилась уйма составов: вагоны, забитые весело орущими немецкими солдатами, платформы, укрытые горбящимся тяжелым брезентом, на каждой платформе — мрачный часовой с автоматом. Один из путей занимала длинная цепь черных цистерн — бензин для гитлеровских танков и самолетов. Паровозы стояли под парами, готовые двинуть составы с войсками, боеприпасами и горючим дальше, к Смоленску.

Последовала команда зарядить установки, выехать из леса на огневую позицию и 14 июля 1941г. в 15 часов 15 минут был дан первый боевой залп ракетами. Атака батареи капитана Флёрова на железнодорожную станцию длилась всего несколько минут, но за это время батарея выпустила больше сотни снарядов, и потери немцев оказались катастрофическими. При этом оглушительный вой, которым сопровождался полёт ракеты, буквально сводил с ума. Те, кто не погибал во время обстрела, часто уже не могли оказывать сопротивление, так как были контужены, оглушены и психологически подавлены.

В тот же день, батарее «Катюши» Флёрова удалось уничтожить понтонную переправу немецких танков через реку Оршицу.

Высшее гитлеровское командование чрезвычайно обеспокоилось сведениями о новом советском оружии. За «катюшами» началась охота.

Как же удавалось бойцам сохранить «тайну» наших «Катюш»?

Уже на следующий день после первого боя «Катюши» были далеко от Орши. Отец рассказывал, что после залпа приходилось не только уезжать в лес, но и там по глухим дорогам менять направление движения и таким способом избегать бомбежек.

Все, же не обошлось без потерь. Когда пытались эвакуировать одну из застрявших «Катюш», произошел самопроизвольный взрыв, погибли товарищи отца. Ведь «Катюши», в случае опасности, должны быть уничтожены. Отец был рядом, и только случайность, что он не погиб, и даже не был ранен. В таких ситуациях говорят, что «человек родился в рубашке». Действительно так – всю войну отец прошел без единого ранения.

Из рассказов отца и того, что удалось узнать после войны, мне известно, что батарея вместе с другими частями попала в окружение в районе города Рославль. Для выхода из него к линии фронта, пришлось совершить 200-километровый марш по тылам фашистов, имея боевые ракеты на направляющих установках всего для одного залпа. Прорваться к своим войскам, сохранив личный состав и всю технику, удалось. Но все же в ночь на 30 октября недалеко от деревни Богатырь Смоленской области батарея снова оказалась в окружении. Дав последний залп по приближающимся танкам, батарейцы по приказу командира подорвали боевые установки. Сам капитан Флёров, тяжело раненный, отдал приказ мелкими группами пробиваться к своим, взорвал головную установку и при этом погиб. Врагу достались только бесформенные обломки железа.

Ракетчики сохранили тайну своего оружия. Капитану И.А.Флёрову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза и он был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, а в городе Орша поставлен памятник «Катюши». К линии фронта вышли только 46 бойцов батареи, которых вывели командир огневого взвода старший лейтенант А.В.Кузьмин и парторг батареи политрук И.Я.Нестеров, в их числе был и мой отец. Для этого им пришлось в течение 10 дней с боями, в тяжелейших условиях пройти путь более 120 км. Выйдя из окружения, отец и дальше продолжал, служить водителем «Катюш» в разных частях в Московской и Калининской областях, Белоруссии и Польше. Победу отец встречал в конце войны при госпитале в Кенигсберге Калининградской области. За боевые действия в Великой Отечественной войне он был награжден многими Правительственными наградами.

Городилин М.И. Герой - победитель в Великой Отечественной войне

Городилин М.И. Герой – победитель в Великой Отечественной войне

Более подробно участие моего отца, Городилина Михаила Ивановича, в Великой Отечественной войне, которая для него продолжалась с первых дней до Победы (в Кенигсберге) и армейские невзгоды невозможно описать в небольшой статье. Одно только остаётся, это благодарить Бога, что отец остался жив, и что ни одна пуля его не коснулась.

Наконец, настал долгожданный день для всего Советского народа и всех миролюбивых народов Земного шара. Мы услышали слово, произнесённое голосом Левитана – ПОБЕДА. Помню переполняющую меня радость. Многие плакали – сдержать и радость, и горе было невозможно. Наверное, это было счастье, понимать, что он – отец остался жив и скоро будет рядом. Начались мучительные дни ожидания возвращения героев – победителей домой.

Поскольку войну отец закончил в Калининграде (Кенигсберге), а там фашисты и прибалтийские войска СС, капитулировали только через несколько недель, после Дня Победы, то домой отцу удалось, вернуться, в июле месяце.

Последующие годы мы с отцом много времени проводили вместе, ездили по адресам сослуживцев, с которыми ему приходилось делить тяжёлую военную долю, но, к сожалению, встретить в живых в те годы никого не удалось.фото067

В послевоенные годы, отец продолжил службу водителем военизированной охраны объектов канала Москва-Волга. В 1963 году ушел на пенсию и до конца жизни продолжал разыскать какие-либо сведения об армейских сослуживцах. По возможности я, Валентин Городилин (его сын) продолжаю эти поиски и публично размещаю эти сведения на сайте «Гвардия-ВПК.РФ», в журналах и СМИ.

В 1969 году моего отца Городилина Михаила Ивановича не стало, и он был похоронен на родине в поселке Шереметьево.

Наша семья гордится таким отцом.

За последние десятилетия жизнь в нашей стране существенно изменилась во всех сферах и особенно в информационной. Появился интернет, в средствах массовой информации (СМИ) стали больше печатать рассекреченные материалы, в том числе про военные события в Великую Отечественную войну.

Изучая материалы интернета мне удалось обнаружить ряд документов, касающихся жизни Героя России Ивана Андреевича Флёрова. Печально, что об этих материалах не смог узнать при жизни мой отец Городилин Михаил Иванович.

Оказалось, что отдельные эпизоды жизни Ивана Андреевича Флёрова и моего отца Михаила Ивановича Городилина в годы Великой Отечественной Войны переплетаются.

ПАПОЧКА+В 2015 году мне Городилину Валентину Михайловичу исполнилось 85-лет и я бесконечно рад, что удалось ознакомиться с жизнью Ивана Андреевича, по материалам, изложенным участником Великой Отечественной Войны, заслуженным учителем РСФСР, директором местной школы Колчевым Петром Ивановичем и экспонатам, размещенным в музее Ивана Андреевича Флёрова на его родине в Двуречках.

В первый день войны капитан Флёров обратился с рапортом к начальству, в котором просил направить его в действующую армию, однако слушателей академии на фронт тогда еще не посылали. Помог счастливый случай: 28 июня 1941 года в академию прибыли важные чины из Наркомата обороны и Главного артиллерийского управления Красной Армии, чтобы отобрать офицеров для особого артиллерийского дивизиона. В эту секретную часть взяли отличников учебы – лейтенантов Науменко, Подгорнова, Малышкина, Ветряка, Костюкова и Серикова. Командиром Отдельной экспериментальной артиллерийской батареи РГК назначили капитана Ивана Андреевича Флёрова.

Этот выбор неслучаен. Иван Андреевич Флёров родился и вырос в рабочей семье, что было тогда крайне важно. После окончания артиллерийского училища участвовал в советско-финской войне, где командовал батареей. К началу Великой Отечественной войны капитан Флёров уже имел боевые награды.

Флёров_Иван_АндреевичФормирование и снаряжение батареи заняло всего четыре дня. В нее вошли взвод управления, три огневых взвода, взводы боепитания и пристрелочный, а также тыловые и обеспечивающие подразделения. Всего в батарее насчитывалось 7 пусковых установок БМ-13, около 50 различных машин и одна 122-мм гаубица (для предварительной пристрелки до проведения залпа реактивными снарядами). Личного состава в батарее было около 170 человек. Это были призывники из Чувашии, Московской и Горьковской областей. Так случилось, что в числе призывников оказался и мой отец-шофер Михаил Городилин. Весь командный состав батареи состоял из слушателей Военной артиллерийской академии. Охрану секретного оружия выполнял особый взвод НКВД, солдатам которого было отдан приказ: без предупреждения стрелять в каждого постороннего, кто осмелится близко подойти к боевым машинам. Вдобавок, на поворотной раме каждой ракетной установки крепился особый железный ящик — якобы для ветоши. На самом деле внутри находился мощный фугас. В случае реальной угрозы окружения и захвата противником машины командир должен был само уничтожиться вместе с техникой. Достаточно было только поджечь бикфордов шнур, чтобы секретное оружие взлетело на воздух.

В начале июля 1941 года первая в Красной Армии батарея реактивной артиллерии выехала из Одинцовской военной базы на фронт.

Первые залпы по врагу батарея Флёрова произвела в июле 1941 года.

В журнале боевых действий батареи появились записи:

«14.07.1941. 15 час.15 мин. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня».

«14.07.1941. 16 час. 45 мин. Залп по переправе фашистских войск через Оршицу. Большие потери врага в живой силе и технике, паника. Все гитлеровцы, уцелевшие на восточном берегу, взяты нашими подразделениями в плен…».

14 июля 1941 года ровно в 15 часов 15 минут над грузовой станцией Орша пронесся жуткий, хватающий за душу вой. Затем раздались взрывы, грохот, и буквально через доли секунды практически все железнодорожные составы запылали ярким пламенем. Такое ощущение, что кто-то разом накрыл всю станцию огненным покрывалом. Уцелевшие нацисты в ужасе и панике метались по путям. Что это было? Обстрел? Диверсия?

Так на узловой станции города Орша гитлеровские вояки впервые испытали на себе удар знаменитых БМ-13, «Катюш» или «Сталинских органов», как потом назвали их фашисты.

катюшаО том, что первые залпы батареи Флёрова сыграли важную роль во всем дальнейшем ходе Великой Отечественной Войны, можно судить и по воспоминаниям маршала Георгия Константиновича Жукова: «Под Смоленском родилась советская гвардия. Здесь 14 июля 1941 года в боях под Оршей батарея капитана И.А.Флёрова впервые применила установки реактивных минометов – легендарные «Катюши». Реактивные снаряды своими действиями производили сплошное опустошение. Я смотрел районы, по которым велся обстрел, и увидел полное уничтожение оборонительных сооружений».

А вот что писали в июле 1941 года немецкие газеты: «Русские применили батареи с небывалым числом орудий, снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия… Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет был подобен урагану».

После залпов в районе Орши последовали удары по захватчикам под Рудней, Ельней, Рославлем, Спас-Демянском.

Весть о новом оружии, которое ласково окрестили «Катюшей», быстро облетела наши войска. Батарея Флёрова наносила не только немалый материальный урон немцам, она способствовала поднятию боевого духа у наших солдат и офицеров, измотанных непрерывными отступлениями.

Все это прекрасно понимали и фашисты, устроившие за новым оружием русских настоящую охоту. Как только батарея давала знать о себе очередной внезапной атакой — немцы тут же посылали туда танки и авиацию. Но Флёров знал об этом и не задерживался долго на одном месте — дав залп, «Катюши» сразу же меняли позицию.

Но, в конце концов, везение кончилось. В ночь на 7 октября 1941 года недалеко от поселка Знаменка на Смоленщине батарея капитана Флёрова попала в окружение. Командир сделал все возможное, чтобы спасти ракетные установки и прорваться к своим. Батарея прошла более 150 километров по вражеским тылам.

Перед рейдом по тылам врага Флёров собрал всех офицеров и сержантов на опушке леса и приказал: «Если батарея окажется в безвыходном положении, боевые установки немедленно взорвать. Ни одна из них, ни в коем случае не должна попасть в руки врагов!». В каждой БМ-13 было более 50 кг взрывчатки. После нажатия кнопки подрыва у водителя и командира установки было 6 секунд на то, чтобы покинуть кабину.

Тяжелые машины ползли по лесам и болотам, пока топливо не подошло к концу. В конце концов, капитан И.А.Флёров приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В колонне осталось семь заряженных «Катюш» и три грузовика с людьми. Флёровцы надеялись достичь линии фронта, последним залпом расчистить себе путь и прорваться к своим.

Обогнув Знаменку, колонна остановилась и вперед пошла разведка. Вернувшись, разведчики доложили, что путь свободен. Когда опустилась ночь, командир выслал вперед одну машину, а следом за ней, на расстоянии не больше одного километра, с выключенными фарами потянулись колонной остальные.

Вдруг пули защелкали по кабинам ракетных установок. Видимо, немцы давно сидели в засаде и, сознательно пропустив головную машину, поджидали именно колонну «Катюш». Фашисты имели строгий приказ: любой ценой захватить батарею, чтобы разгадать секрет нового оружия. Капитан Флёров и его гвардейцы вступили в неравный бой. Пока одни отстреливались, другие бросились к ракетным установкам и успели взорвать машины. Многие из них погибли, а те, кто смог оторваться от гитлеровцев, в конце концов, пересекли линию фронта, и добрались до своих.

Вот что вспоминал о последних мгновениях жизни своего командира сержант В.И.Овсов: «Капитан Флёров был ранен в лицо. С трудом забравшись в кабину головной машины, он схватил ручку управления и крутанул ее на «залп». С установки сошла ракета, а через мгновение БМ-13, разваливаясь на части, взлетела на воздух…».

Взрыв головной машины был сигналом: дать залп оставшимися ракетами и взорвать все боевые машины. Расчеты батареи в точности выполнили его: в руки гитлеровцев попали лишь груды искореженного металла…

Из 170 человек личного состава батареи к своим пробиться смогли лишь 46. Двадцать пять бывших флёровцев смогли дожить до Победы.

Долгие годы о судьбе командира первой батареи «Катюш», ничего определенного не говорилось. Оставшиеся в живых утверждали, что капитан Флёров геройски погиб при уничтожении пусковых установок, но солдатам, побывавшим в окружении, веры не было, и официально Флёров числился пропавшим без вести. Иногда всплывали нелепые слухи о том, что будто бы Флёров преднамеренно завел батарею в засаду. И только в начале 60-х годов удалось обнаружить документы одного из армейских штабов вермахта. В них с немецкой скрупулезностью сообщалось о том, что же произошло на самом деле в ночь с 6 на 7 октября 1941 года у смоленской деревни Богатырь. Все сомнения и домыслы сразу же развеялись.

В 1963 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. А в этом году исполнилось сто лет со дня рождения легендарного командира.

Эффект от действий только одной батареи капитана Флёрова явился настолько сокрушительным, что до 1 ноября 1941 года в срочном порядке были сформированы и отправлены на боевые позиции десятки ракетных дивизионов на базе БМ-13 и БМ-8.

Осенью на фронтах будут действовать не только дивизионы, но и полки «Катюш». Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику. Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии вооруженных установками БМ-13Н, стало то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль Студебеккер, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу.

Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны. Советской промышленностью в июле 1941 – декабре 1944 гг. было изготовлено 10 тысяч боевых машин “Катюша” и свыше 12 млн. штук РС к ним (всех калибров). Артустановки «Катюша» размещались также на кораблях и катерах ВМФ, бронепоездах и как подвесные устройства на самолетах ВВС.

В 1963 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров был посмертно награжден орденом Отечественной войны I-й степени. 19 ноября высокая награда была вручена жене героя Валентине Трофимовне и его сыну Юрию. Орден они передали на вечное хранение в Центральный музей Вооруженных Сил России.

Flerov_I_A_mogila2 Магила ФлероваВ память о героической батарее у деревни Богатырь был установлен мраморный памятник с надписью: «Доблестным воинам первой в Красной Армии батареи реактивной артиллерии и ее командиру капитану Флёрову Ивану Андреевичу, героически погибшим в боях за Родину в 1941 году».

В 1966 году, в год 25-летия первых залпов батареи Флёрова, величественный монумент был воздвигнут в городе Орше.

В год 30-летия Победы на родине легендарного капитана, на том месте, где жили Флёровы, по решению Грязинского Совета народных депутатов построили новый дом. С 9 мая 1975 года в нем разместился музей И.А.Флёрова.

На открытии музея присутствовали батарейцы-флёровцы И.Н.Бобров, И.Е.Гаврилов, В.И.Овсов.

8 мая 1982 года, на улице Советской в городе Грязи по инициативе полковника в отставке А.И.Тимофеева был открыт мемориал «Катюша». Интересно, что боевая машина, вознесенная на пьедестал, была найдена в одной из частей Уральского военного округа и до г.Грязи добиралась своим ходом.

В год 50-летия Победы юные следопыты из поискового клуба «Долг» г.Вязьма обнаружили останки И.А.Флёрова и его бойцов. При большом стечении народа состоялось их торжественное перезахоронение. На церемонии присутствовала грязьненская делегация, в составе которой был П.И. Колчев.

Петр Иванович рассказал, что немцы запретили местным жителям хоронить тела погибших солдат и офицеров. Однако ночью, не страшась смерти, жители деревни Богатырь – старик и 16-летний подросток – захоронили погибших воинов. Старик вскоре умер, а парнишку за связь с партизанами расстреляли немцы. Поэтому точного места захоронения никто не знал. И вот после долгих поисков ребятам из патриотического клуба удалось найти это место. Флёрова опознали по капитанским знакам различия.

25 июля 1995 года Указом Президента России Ивану Андреевичу Флёрову было присвоено звание Героя России. Приказом министра обороны страны он навечно зачислен в списки слушателей военно-инженерного факультета Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого. Через 54 года после подвига историческая справедливость восторжествовала…

Создание реактивной артиллерии было шагом вперед в развитии военной техники, результатом многолетних трудов коллектива ученых и конструкторов. Легендарные «Катюши» внесли немалый вклад в Великую Победу.

Подвиг доблестных воинов первой в Красной Армии батареи реактивной артиллерии и ее командира капитана Флёрова Ивана Андреевича будет жить вечно в нашей памяти.

Более семидесяти лет отделяют нас от грозных военных событий, происходивших на полях нашей Родины. Но люди разных поколений должны помнить, то драматическое и героическое время, когда наши отцы, деды и прадеды отстояли ценой своих жизней нашу свободу, свободу наших детей, да и вообще всех детей мира.img306

Written on Март 22nd, 2015

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Гвардия-ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия-ВПК

Гвардия-ВПК – это образ жизни