Воспоминание Ветерана Великой Отечественной войны, Члена Президиума ветеранов Службы связи ВМФ Городилина В.М. о своей службе в Военно-Морском Флоте.
Скоро мне исполнится 85 лет. Мой трудовой стаж в настоящее время насчитывает более 65 лет, из них половина (1958-1993гг.) в аппарате Совмина СССР (Зам Нач отдела ВПК). Все эти годы моя работа была созидательной, направленной на укрепление могущества нашей Родины. В 2010 году в связи со 100-летием Службы связи Военно-Морского флота, Начальник связи ВМФ –  Зам. Начальника Главного штаба ВМФ Контр-адмирал Владимир Иванович Жилинков в торжественной обстановке вручил Члену Президиума ветеранов Службы связи ВМФ Городилину Валентину Михайловичу почетный знак отличия “За заслуги и верность Службе связи Военно-Морского Флота”. Такая оценка моей трудовой жизни для меня очень дорога.

Почетный знак верности службе ВМФ

Родился я в Подмосковье. Детство моё протекало как у многих советских детей: школа, пионеры, комсомол. В школе у нас был хороший преподаватель по физике бывший морской офицер Балтийского флота Александр Гаврилов. Его рассказы о флотской службе нас завораживали. Он был знаком с изобретателем радио А.С.Поповым и выдающимися российскими мореплавателями. Он привил мне любовь к радио. Это осталось на всю жизнь, за что я ему очень благодарен. Счастливая жизнь оборвалась летом 1941 года. По радио объявили, что фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Началась Великая Отечественная война. В армию и на флот для защиты Родины были призваны тысячи людей, в том числе мой отец и дяди. В октябре 1941г. немецко-фашистские захватчики вступили в пределы Московской области. Москва готовилась к отражению агрессора. Из истории мы знаем, что после ожесточенных боёв под Москвой 6 декабря 1941 года наши войска сломили сопротивление фашистов и впервые потеснили их на запад. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км, непосредственная угроза столице и всему Московскому промышленному району отпала. Победа советских войск под Москвой имела огромное значение в борьбе с фашизмом, она укрепила моральный дух народа.

70 лет отделяют нас от грозных военных событий, происходивших на полях Подмосковья. Но люди разных поколений должны помнить, то драматическое и героическое время, когда наши отцы, деды и прадеды отстояли ценой своих жизней нашу свободу, свободу наших детей, да и вообще всех детей мира. Шел 1942 год, второй год Великой Отечественной войны. Занятия в школе прекратились, и в ней был размещен военный госпиталь. Многие родители школьников начали помогать раненым. Рядом с нашим поселком в затоне канала Москва – Волга был судоремонтный завод. На завод приводили для ремонта речные суда, военные катера и баржи. Рабочих на заводе не хватало, многих мужчин призвали в ополчение на защиту Москвы. Их место стали занимать женщины и старшие школьники.

Валентин Городилин (справа) и Виктор Размазин судовые электромонтажники

Валентин Городилин (справа) и Виктор Размазин судовые электромонтажники

Летом 1942г. меня приняли на завод монтажником по ремонту судовых электроприборов и выдали рабочую карточку на продукты питания. Учебу продолжал в школе рабочей молодежи. Учитывая, что работа была связана с судовыми навигационными приборами, а молодежь на судоремонтном заводе училась на курсах судовождения мне тоже предложили пройти курс обучения. Обучение моё затянулось на несколько лет, но я всё же закончил курсы обучения, сдал все нормативы и получил свидетельство водителя – моториста. Так началась моя самостоятельная трудовая жизнь. После Победы я поступил в техникум связи, который окончил с отличием в 1950 году. После получения дипломов часть группы поехала на сибирские стройки, некоторых выпускников призвали в армию. Мне военкомат в призыве отказал, и меня направили работать инженером на Октябрьский радиоцентр Минсвязи СССР. Рядом с Центром в 1950 году для ВМФ началось строительство коротковолнового передающего радиоцентра Главного морского штаба.

Для выполнения работ по созданию этого объекта при Начальнике связи ВМФ было организовано Монтажно-строительное управление (МСУ). При очередном посещении военных строителей капитан I ранга Т.А.Белкин пригласил меня на работу в МСУ на должность ст.инженера. Я согласился и в 1950 году Начальник управления связи ВМФ вице-адмирал Цветков Николай Иванович принял меня на работу в контрольный аппарат МСУ. На строительстве объекта в основном работали молодые военные и гражданские специалисты. 30 декабря 1952г. бригада монтажников СМУ под руководством подполковника Н.Р.Панаха завершила установку и настройку 200 кВт радиопередатчика “Мариус” и он был сдан в эксплуатацию. При сдачи объекта “Мариус” у меня произошло первое знакомство с Заместителем Начальника связи ВМФ вице- адмиралом Григорием Григорьевичем Толстолуцким, который прибыл знакомиться с личным составом Центра.

На встрече Толстолуцкий объявил благодарность руководства ВМФ строителям и монтажникам объекта и выслушал пожелания специалистов. Мне было предложено продолжить работать на строительстве сверх длинноволновой (СДВ) радиостанции “Голиаф”. В эти годы основные силы МСУ были сосредоточены на создание 1000 кВт СДВ-радиостанции “Голиаф”. Оборудование этой радиостанции после разгрома фашистской Германии было демонтировано и вывезено в СССР. Это самое грандиозное строительство, с которым мне пришлось столкнуться на новой работе. Сигналы СДВ-радиостанции способны проникать на большие глубины и использовались для навигации надводных и подводных кораблей. Проектирование и строительство новой радиостанции осуществлялось рядом проектно-строительных организаций под общим руководством Управления связи ВМФ при активном участии вице-адмирала Г.Г.Толстолуцкого, в то время Зам начальника связи ВМФ.

Инженер -полковник Гольдфельд Матвей Маркович

Начальник СМУ капитан 1 ранга Т.А.Белкин возложил общее руководство по строительству мощной СДВ-радиостанции на районного инженера полковника М.М.Гольдфельда (участника демонтажа), а в части технических средств на инженеров – специалистов: Н.М.Рахманова, В.М.Городилина и других (радиотехническая часть), Ю.П.Щёголева и С.А.Баутина (дизельное и электротехническое оборудование), В.К.Адамского и Ю.Б.Тисова (антенные сооружения). За три года были построены все наземные объекты радиостанции: аппаратный павильон для размещения оборудования, мощная дизельная электро – подстанция, антенные павильоны, внутри покрытые медью для размещения антенных катушек из литцендрата.

Антенные катушки для сверхдлинных волн и больших мощностей имеют размеры 2-3-х этажного дома. Антенное полотно станции состояло из восемнадцати 300 метровых мачт, монтаж которых выполняли верхолазы Треста “Стальконструкция”. При монтаже радиостанции отсутствовало много узлов и блоков аппаратуры. Некоторые приборы были разбиты или утеряны. Отсутствовала необходимая документация. Многие материалы, такие как литцендрат на большие мощности в СССР не производились. Много изобретательности пришлось проявить офицерам и служащим МСУ. За ходом строительства объекта “Голиаф” был установлен особый контроль руководства ВМФ. На объекте регулярно бывал Г.Г.Толстолуцский. В конце декабря 1952г. СДВ-радиостанция впервые вышла в эфир в Советском Союзе и была включена в систему связи и навигации. После завершения строительствая поступил учиться на заочное отделение института МЭИ и начальство предложило аттестоваться. В 1952 году я был аттестован и приказом Зам командующего ВМФ адмирала А.Головко меня назначили офицером отдела Управления Начальника связи ВМФ. В дальнейшем  мне довелось участвовать при строительстве защищенных объектов в Североморске (“Кортик”), объектов сверх мощных СДВ радиостанций на Кольском полуострове, на Дальнем Востоке, в Киргизии, в Белоруссии. Материал о строительстве  СДВ радиостанций в Белоруссии и Киргизии

 Киргизское руководство с связистами ВМФ

подробно изложен инженером-полковником Тисовым Юрием Борисовичем в материалах сайта. Опыт, накопленный в процессе проектирования и строительства этой СДВ-радиостанции, позволил Начальнику связи ВМФ совместно с учёными 34 Института связи ВМФ и промышленности в сжатые сроки сформулировать тактико-технические требования к разработке первого отечественного образца мощного радиопередатчика СДВ-диапазона “Геркулес”, а также определить комплекс конкретных научно-технических и производственных задач по освоению СДВ-диапазона в интересах ВМФ. Решение задачи создания первого отечественного СДВ-радиопередатчика постановлением правительства СССР и решением ВПК было поручено ЦКБ № 667, которое стало головной организацией по созданию мощных радиопередающих устройств для связи с погруженными ПЛ в СДВ-, а позднее и в СНЧ-диапазонах радиоволн. Мощная радиостанция “Геркулес” была смонтирована в районе г.Хабаровск, принята на вооружение ВМФ и обеспечила радиосвязь с погруженными ПЛ на расстояниях до 1000 км.

Кроме указанных объектов, в конце 1960-х- начале 1970-х годах был разработан подвижный вариант СДВ-радиопередатчика “Уж” мощностью 200 кВт, который был установлен в районе пос. Кульдига и введен в эксплуатацию в 1971г. В данном радиопередатчике в качестве передающей антенны была применена вертикальная тросовая аэростатная антенна.
В 1950-1970-е гг. активно велись работы по созданию технических средств связи, работающих в различных диапазонах волн, в т.ч. в ДВ-, СДВ- и СНЧ-диапазонах.
К середине 1970-х гг. в распоряжении ВМФ было 6 мощных СДВ-радиопередатчиков (радиостанций), обеспечивающих возможность управления погруженными ПЛ практически во всей акватории Мирового океана.
Затем начался новый этап в развитии радиопередающих устройств СДВ-диапазона. В рамках государственной программы “Глубина” и последовавшей за ней (в первой половине 1980гг.) программы “Глубина-1″ были поставлены задачи по созданию новых и совершенствованию действующих систем связи с погруженными ПЛ, в т.ч. задачи по созданию новых образцов мощных СДВ-радиопередатчиков, обладающих более совершенными качественными техническими характеристиками, для установки их на вновь строящихся объектах, а также для замены работающих на тот момент СДВ-радиопередатчиков “Геркулес”.

В этот период в НПО им. Коминтерна был создан ряд уникальных СДВ-радиопередатчиков различной мощности, в т.ч.:
радиопередатчик “Титан” мощностью 2000 кВт, введен в эксплуатацию в 1986 г;
супермощный радиопередатчик “Океан” мощностью 4000 кВт, способный обеспечить радиосвязь в СДВ-диапазоне радиоволн практически во всех районах акватории Мирового океана, установлен в Краснодарском крае и введен в эксплуатацию в 1988 г.;
радиопередатчик “Ротор” мощностью 500 кВт, для работы на низкорасположенную (приземную) горизонтальную передающую антенну в виде высоковольтной линии электропередачи, установлен в районе г. Мурманска и введен в эксплуатацию в 1999 г.
В этот же период был разработан подвижный (на базе автомобиля “Урал-375Д”) СДВ-радиопередатчик “Угорь-А” мощностью 30 кВт, работающий на вертикальную тросовую аэростатную антенну. Позднее на базе этого радиопередатчика был спроектирован мощный подвижный СДВ-радиопередающий комплекс “Угорь-АС” в основу создания, которого был положен принцип синфазного сложения в пространстве электромагнитных полей, излучаемых группой территориально-разнесенных изделий “Угорь-А”. Подвижный пункт управления этим комплексом обеспечивал возможность автоматизированного управления группой СДВ-радиопередатчиков “Угорь-А” общей численностью до 8 изделий. Расчетная эквивалентная суммарная мощность такого комплекса при синфазной работе входящих в него 8 радиопередатчиков составляла 1900 кВт.
Кроме того, комплекс обеспечивал возможность формирования отличной от круговой диаграммы направленности излучающей системы и ее кругового (в апертуре 360°) вращения путем подбора необходимых соотношений фаз и амплитуд излучаемых отдельными радиопередатчиками сигналов.
Всего было изготовлено 8 изделий “Угорь-А” в различных модификациях и 1 пункт управления комплексом “Угорь-АС”. Радиопередатчики “Угорь-А” нашли свое применение на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах.

Начальник Управления связи ВМФ Толстолуцкий Г.Г.

На каждом объекте во время строительства Начальник связи ВМФ вице-адмирал Г.Г.Толстлуцкий требовал от руководства удовлетворительного обеспечения жильём и коммунальными услугами и лично проверял их выполнение при посещении строительства. Особую заслугу Г.Г.Толстолуцкий проявлял к ветеранам службы связи Военно-Морского флота, его усилиями был создан Совет ветеранов службы связи ВМФ, который объединил несколько сотен ветеранов. Первым Председателем Совета был избран вице-адмирал Г.Г.Толстолуцкий. Совет ветеранов продолжает активную работу и в настоящее время под Председательством вице-адмирала Кононова Юрия Михайловича.

Талантливый руководитель, Начальник управления связи ВМФ вице-адмирал Григорий Григорьевич Толстолуцкий вовремя понял, какую огромную роль должен сыграть научно-технический прогресс в развитии флота, в частности средств связи. Особое внимание он уделял Институту связи ВМФ, направляя его работу на развитие военно-морской связи и ее технических средств.

Радиоаппаратура связи ВМФ

Специалистами института связи ВМФ совместно с НИИ и оборонными предприятиями промышленности была разработана специальная коротковолновая сверхбыстродействующая (СБД) радиолиния скрытной связи, получившая наименование “Акула”. На кораблях появились самые совершенные по тем временам средства связи: “Щука”, “Искра”, “Окунь”, “Шквал”, “Муссон”, “Барк”, “Бриг”, “Корвет”, широкое применение на флоте нашли аппаратура автоматического засекречивания передаваемой информации и как ее развитие – аппаратурные комплексы. Именно Григорий Григорьевич руководил созданием системы дальней оперативной связи ВМФ и систем космической связи. Надежная работа новых средств связи была проверена в ходе крупных учений Военно-Морского флота “Океан”, “Юг” и многих других.
Все работы проводились в тесном сотрудничестве с Управлением связи ВМФ и 34 Институтом связи ВМФ, которые на правах Заказчика не только осуществляли общее организационно-техническое руководство, но и участвовали в разработках.
Особое внимание военно-морских специалистов привлекли средства связи СНЧ-диапазона, которые обеспечивали возможность связи с погруженными объектами на глубины 70 м и более на частоте 50-100 Гц. Головной организацией по изучению возможности создания и исследованию путей построения линии связи с глубокопогруженными ПЛ на СНЧ (НИР “Вариация”) постановлением правительства СССР в 1972 г. был определен ВНИИ мощного радиостроения им. Коминтерна.
К работам также привлекались организации-соисполнители – НИИ по передаче электроэнергии постоянным током высокого напряжения Минэнерго СССР, ЛПИ им. М.И.Калинина, ЛГУ им. А.А.Жданова (“НИИ Земной коры” и ОКТБ “Радиофизика”) и др. Именно тесное сотрудничество и взаимопонимание между участниками работ позволили достигнуть тех высоких результатов, которые были получены в области СДВ- и СНЧ-радиостроения.
В 1980-е гг. в СССР  была создана СНЧ-радиостанция для связи с ПЛ “Зевс” расположенная на Кольском полуострове.
Однако стремительное развитие современных средств обработки информации, а также появление новейших малошумящих антенн для регистрации слабых сигналов и широкие возможности использования спутниковых систем синхронизации сигналов источника и приемников определили новые направления в СНЧ-радиосвязи в интересах ВМФ России.
Для расширения возможностей управления погруженными объектами на предприятии был проведен комплекс работ по освоению нового для такого вида связи диапазона крайне низких частот (КНЧ).

Наиболее активная организационная и административная деятельность Г.Г.Толстолуцкого проявилась в 1955-1975 годы при его обращении в различные правительственные и партийные инстанции. Им было подготовлено и внесено 22 постановлений ЦК КПСС и Совмина СССР, большое количество решений и планов – графиков ВПК, несколько десятков приказов Министра обороны и Главкомов ВМФ, направленных на совершенствование и развитие службы связи ВМФ.
В послевоенный период подводные лодки становятся основным родом сил ВМФ, в связи с этим управление ими, особенно атомными подводными лодками стратегического назначения (АПЛ СН), становится важнейшей задачей.
Атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами, позволили отечественному Военно-Морскому флоту перейти в 1960-е гг. от эпизодических автономных плаваний к регулярной боевой службе, которая становится высшей формой поддержания боеготовности морских стратегических ядерных сил. Большой пространственный размах их действий при одновременном поддержании постоянной боеготовности потребовал увеличения объема передаваемой информации. Требования по оперативности, надежности и безопасности связи береговых командных пунктов с подводными лодками и силами, обеспечивающими их боевую устойчивость, непрерывно повышались.

Система связи Военно-Морского Флота

Для устойчивой связи с АПЛ СН, находящимися на больших расстояниях в районах боевого патрулирования, требовалось создание по территории страны мощной опорной сети глобальной связи ВМФ. С этой целью по инициативе Начальника связи ВМФ Г.Г.Толстолуцкого в первой половине 1960-х гг. было подготовлено и вышло постановление правительства “О создании постоянно действующей системы дальней оперативной связи Военно-Морского флота”. Согласно этому постановлению, в интересах управления АПЛ СН были созданы сеть мощных КВ- и СДВ- радиоцентров и радиостанций, сеть специальных приемных радиоцентров дальней связи с подводными лодками, сеть межцентровой связи с командными пунктами и радиоцентрами, а также автоматизированные средства связи подводных лодок.
В дальнейшем создание новых объектов, систем и средств связи также реализовывалось по постановлениям правительства, координировалось специально разработанными программами развития связи с подводными лодками.
Большой вклад в создание средств связи для опорной сети связи Военно-Морского флота внесли НПО им. Коминтерна (радиопередающие устройства СДВ- и СНЧ- диапазонов, а также автоматизированные комплексы связи подводных лодок типа “Молния”), Омский НИИ приборостроения (радиоприемные устройства), НПО им. Козицкого (КВ-радиопередающие устройства), КБ “Связьморпроект” (буксируемые антенные устройства подводных лодок), НИИ ЭТУ (комплексы технических средств обмена данными радиолиний).

Министр Э.К.Первышин, Машал войск связи А.И.Белов, Зам начальника отдела ВПК В.М.Городилин слушают доклад о новой системе связи

Совершенствование быстродействующей связи в 1960-е гг. привело к разработке средств автоматизированной радиотелеграфной связи “Дальность” (разработчик – НИИ ЭТУ), обеспечивающих полную автоматизацию процессов передачи и приема больших объемов сообщений буквенно-цифрового текста. Средства обеспечивали одновременное дублирование передаваемых сообщений по нескольким КВ- и СДВ- радиоканалам, автоматическое линейное засекречивание. Это позволило реализовать надежную, быструю и безопасную доставку информации подводным силам в море.
В 1960-е гг. НИИ ЭТУ был также разработан и принят на вооружение новейший автоматизированный комплекс сверхбыстродействующей скрытной связи “Интеграл”. В этом аппаратном комплексе были максимально автоматизированы все основные процессы связи, что позволило в 10-15 раз уменьшить время доставки информации адресату от подводных лодок, находящихся в удаленных районах Мирового океана.
Таким образом, к концу 1960-х гг. указанные аппаратура и средства сверхбыстродействующей и быстродействующей связи становятся технической основой флотской системы дальней оперативной и тактической связи. Эта аппаратура размещается практически на всех подводных лодках и надводных кораблях, на стационарных береговых командных пунктах, приемных и передающих радиоцентрах Военно-Морского флота.

В 1985 г. система была поставлена на боевое дежурство. В том, что флот, имел к началу работ по созданию автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) существенный научно-технический потенциал и крупную материально-техническую базу системы связи, а также в последующих работах важная роль принадлежала 34 НИИ связи ВМФ.
Большой вклад в создание внесло Управление связи ВМФ. Основы опорной сети связи, на которую опиралось АСБУ в части управления силами в море, были заложены Начальником связи Военно-Морского флота вице-адмиралом Г.Г.Толстолуцким. В 1955-1975 гг., он руководил созданием резервной системы связи “Комета” и космической системы связи “Парус”, был инициатором создания АСБУ в части автоматизированных комплексов тракта “берег – море – берег” и стоял во главе этих работ до 1975г.
В 1975 году вице-адмирал Толстолуцкий Григорий Григорьевич закончил службу в Военно-Морском Флоте и многие годы участвовал в работе Научно-технического совета Минпросвязи по формированию планов фундаментальных и поисковых исследований, направленных на развитие и дальнейшее совершенствование систем и средств связи и комплексов радиоэлектроники. Удостоен Государственной премии СССР, являлся почётным академиком Российской академии естественных наук и ему было присвоено звание “Заслуженный машиностроитель РСФСР”.

Начальник Связи ВМФ вице-адмирал Толстолуцкий Г.Г.

Всю жизнь Григорий Григорьевич посвятил повышению могущества нашего дорогого флота. На какой бы пост его не бросала судьба, Григорий Григорьевич заботился о своих подчиненных, с кем ему приходилось работать.

9 января 2006 года Григория Григорьевича не стало. Похоронен вице-адмирал Военно-Морского флота Толстолуцкий Г.Г. в г.Москве на Троекуровском кладбище.

В этом году исполниться 100 лет со дня рождения Григория Григорьевича Толстолуцкого.

30 января 2014 года в г.Москве в здании Московского Комитета ветеранов войны (Карманицкий пер. дом 1\3) состоялось заседание членов Совета ветеранов – связистов Военно-Морского флота, посвященное памяти 100-летия со Дня рождения вице-адмирала Толстолуцкого Григория Григорьевича. На встречу были приглашены родные и друзья Григория Григорьевича, которые делили с ним не лёгкую флотскую службу.

На заседании с докладом о жизни Григория Григорьевича Толстолуцкого выступили: Председатель Совета ветеранов – связистов ВМФ вице-адмирал Кононов Юрий Михайлович, Члены Совета ветеранов, родные и друзья Толстолуцкого

Добрая память о Григории Григорьевиче Толстолуцком будет вечно жить в сердцах знавших его моряков и ученых-связистов.

Доктор технических наук, профессор Калью Иванович Кукк в статье “Друг и наставник”, посвященной памяти Г.Г.Толстолуцкого, тепло вспоминает о совместной работе аппарата и институтов Минпромсвязи с руководством и сотрудниками Управления связи ВМФ по созданию аппаратурных комплексов и систем связи ВМФ.

Встреча Начальника связи ВМФ вице-адмирала Г,Г.Толстолуцкого со строителями узла связи

Встреча Начальника связи ВМФ вице-адмирала Г,Г.Толстолуцкого со строителями узла связи

До прихода Григорий Григорьевича Толстолуцкого в Минпромсвязи в 1976 году, я лично не был с ним знаком, но знал о нем очень много. С 1959 года  я трудился в НИИ-129 (ныне МНИРТИ), который занимаясь оборонной тематикой в области радиорелейной (РРЛ), тропосферной и спутниковой связи, выполнял также работы в интересах Военно-Морского флота по техническим заданиям, утвержденным Начальником связи ВМФ Г.Г. Толстолуцким (радиорелейные линии “Тюльпан” и др.). Испытания аппаратуры проводили на кораблях Черноморского и Балтийского флотов. В конце 60-х годов группа наших сотрудников проводила испытания РРЛ с круговой антенной на крейсере “Киров”. Из Кронштадта мы вышли в сторону Ростока. В ходе перехода  мы попали в 7-8 бальный шторм. Наблюдая за работой экипажа во время шторма, я восхищался выдержкой, самообладанием и высокой дисциплиной советских моряков.
При общении с военными моряками-связистами, я часто слышал  фамилию “Тостолуцкий”, а иногда и просто “Гри-Гри”. Мнения о Толстолуцком, как командире, и просто о человеке всегда были положительными и даже восторженными.
В 1981 г. меня пригласили на работу в Министерство промышленности средств связи на должность заместителя начальника Главного научно-технического управления. И вот с этого времени началось мое личное знакомство с Григорий Григорьевичем. По роду работы нам приходилось очень часто встречаться. И я вскоре убедился насколько это интеллигентный и обаятельный человек. Мы не только вместе работали, но мы и подружились. Что бы поднять немного себя в его глазах, я рассказал, что свою техническую карьеру начал, работая по совместительству с учебой в техникуме в Мастерских связи № 1214 Краснознаменного Балтийского флота г.Таллинне. Ремонтировал корабельную радиоаппаратуру и строил коротковолновые антенные поля по побережью Балтийского моря.
Григорий Григорьевич, как заместитель Председателя Научно-технического совета (НТС) Минпромсвязи готовил советы с величайшей тщательностью, соблюдая при этом правдивость и объективность. Большинство заседаний НТС проводилась в институтах или Научно-производственных объединениях по тематике совета, то есть, были выездными.
После назначения меня заместителем Министра Минпромсвязи контакт между нами стал еще более плотным. По долгу службы я отвечал за производство средств связи для ВМФ. И более авторитетного советчика и подсказчика по этим вопросам, чем Григорий Григорьевич было трудно найти. Больше всего его волновали вопросы связи с подводными лодками, особенно, с глубокопогруженными. Мы подолгу просиживали у меня в кабинете в поисках наилучших решений.
“Я готов даже поверить в передачу мыслей и образов на расстояние, говорил он, может быть, здесь есть какая-то физическая основа, которую мы еще не распознали”, и просил меня следить за всеми экспериментами в этой области у нас и за рубежом, несмотря на их псевдонаучность.
В этом году мы отмечает столетие со дня рождения Григория Григорьевича. Всю свою прекрасную жизнь Григорий Григорьевич отдал родному российскому флоту. И сделано им очень много. Об этом свидетельствуют Правительственные награды Г.Г. Толстолуцкого.

Ветеран Великой Отечественной войны,  Член Президиума ветеранов Службы связи Военно-Морского Флота,

Заместитель Начальника Отдела ВПК Совета Министров СССР (1958-1993гг) Городилин В.М.

 

 

Written on Январь 21st, 2014

Гвардия-ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия-ВПК

Гвардия-ВПК – это образ жизни