Поздравление Обуховскому заводу в связи со 150-летием

Генеральному директору ОАО ГОЗ «Обуховский завод» Подвязникову М.Л. (goz@peterlik.ru)

Уважаемый  Михаил Львович! Сердечно поздравляю Вас и Ваш славный коллектив с Днём Победы и 150-летием Обуховского завода!

Сегодня хочется отметить и поимённо назвать всех сотрудников, внесших существенный вклад в создание завода, способного выпускать высококлассную, конкурентоспособную продукцию. Таких среди Вас большинство, но, прежде всего, следует отдать дань уважения тем, кто был первым и подготовил базу для дальнейшего развития.

История  Обуховского завода уникальна:

В 1854 году морской  офицер, великий ученый и талантливый организатор Н.И.Путилов организовал Холдинг из  механических мастерских Санкт-Петербурга и в них организовал производство паровых машин, котлов и материалов для винтовых канонерских лодок, корветов и клиперов. Первые, оборудованные паровыми машинами Путилова, 32 винтовые канонерские лодки, предназначенные для плавания в мелководном Финском заливе, вошли в строй в мае 1855 года.

Николай Иванович Путилов

В течение следующих восьми месяцев было построено ещё 35 канонерских лодок, а также 14 корветов и клиперов.

За эти заслуги в создании винтового парового флота Путилов Н.И. был произведён в надворные советники с назначением старшим чиновником особых поручений кораблестроительного департамента и награждён орденом св. Станислава II степени.

От сообщества предпринимателей отмечая талант организатора Н. И. Путилова, ему был преподнесён серебряный венок с 81 дубовым листком, на каждом листке было выгравировано имя построенного Путиловым корабля и имя подрядчика. К венку прилагалось письмо со словами:

«В 1854 году ни мы, заводчики, и никто другой не сознавали возможности выполнить такое задание: изготовить для России к следующей же навигации в течение пяти месяцев канонерскую флотилию. Но Н.И.Путилов рассчитывал, что, слив петербургские заводы в одно целое, есть возможность в назначенный срок изготовить её. Он, Путилов, принял дело… и исполнил его на удивление всем… С первого дня знакомства нашего, Путилов столько внушил доверие к нему, что каждый из нас, в свою очередь, желал найти доверие его, Путилова. Довольно сказать, что мы вели дело изготовления многих, новых для нас, паровых машин и котлов без всяких формальных бумаг, а на чести. И по окончании дела у каждого из нас глубоко врезалось в душе искреннее уважение к уму и деятельности Николая Ивановича Путилова».

Полковник Корпуса горных инженеров Павел Матвеевич Обухов

В 1863 году Николай Иванович Путилов совместно с полковником Корпуса горных инженеров Павлом Матвеевичем Обуховым и купцом 1-й гильдии С.Г.Кудрявцевым организовали Товарищество и заключили Контракт с Морским министерством на строительство металлургического завода на Шлиссельбургском тракте в селе Александровском, для ремонта артиллерийских орудий и изготовления полевых телефонов.   Товариществом на кредит Морского министерства было также перестроено несколько заводов, которые дали качественную котельную сталь.

Для этого  император Александр II повелел передать необходимую часть земли бывшей Императорской Александровской мануфактуры, располагавшейся на 12 версте от Санкт-Петербурга на берегу  Невы со всеми находящимися на нем жилыми зданиями и строениями: “…предприятие это в случае успеха должно иметь государственное значение относительно вооружения крепостей и постройки броненосных судов…” Товариществом на кредит Морского министерства было также перестроено несколько заводов, которые дали качественную котельную сталь.

Купец I гильдии С.Г. Кудрявцев

Одной из причин успешного развития завода, было то, что при переходе в казну ОСЗ остался существовать на коммерческой основе (т.е. существовать на собственные средства, полученные за изготовленную продукцию). Это давало большую свободу действий начальнику завода, для улучшения и расширения деятельности предприятия. ОСЗ не жалел средств на установку новейшего оборудования, постройку новых мастерских и расширения старых, на командировку лучших инженеров и техников за границу для изучения новейших способов выплавки стали; производства орудий ; новых конструкций машин и станков; покупку земли для расширения своей территории. При заводе имелись: каменная церковь Св. Апостола Павла; училище; школа для детей рабочих; библиотека; “Общество потребителей”; больница с амбулаторией; домики для рабочих. 

Завод, после смерти Обухова названный Обуховским. Позднее Путилов основывает свой собственный завод, названный Путиловским (после революции Кировский). На указанном заводе было организовано оружейное производство и выплавка стали, в том числе на экспорт, покончив с зависимостью в этом вопросе от Англии: заказы стальных орудий за рубежом снизились с 88,5 % до 17,7 %.Кроме того завод первым в России начал переплавку металлического лома в промышленном масштабе.

15 (17) апреля 1864г. была произведена первая плавка весом в 294 пуда, а 30 апреля (12 мая) в присутствии императора Александра II отлита болванка для 8 фунтовой пушки.

 После окончания  института Корпуса горных инженеров Павел Матвеевич служил на заводах Урала, разработал способ получения высококачественной тигельной стали, что стало важнейшим условием совершенствования артиллерии в России. Переехав в Санкт-Петербург возглавил работы по постройке Обуховского завода. До 1868 года руководил металлическим производством на заводе, продолжая работать над совершенствованием способов выплавки высококачественной стали. В1869 году ученого металлурга, действительного статского советника не стало. Он был похоронен на Николаевском кладбище Александро-Неаской лавры.

1868 год— жестокая зима 1867—1868 годов привела к тому, что железнодорожное сообщение в России было практически парализовано, так как импортные рельсы полопались от мороза. Путилов решил проблему комбинированного рельса не только по прочностным и эксплуатационным характеристикам, но и по ценовым. Цена «путиловского рельса» была на 30 процентов меньше цены английского или немецкого. При строительстве завода по производству рельсов (Путилов принял заказ на производство рельсов в начале января, а 20 января завод начал прокатку рельсов в 3 смены) была отработана «путиловская схема запуска производства», которой позже пользовались в годы Великой Отечественной войны при переброске заводов за Урал.

В 1874 году осуществлён последний проект Николая Ивановича — это Морской порт Петербурга и Морской канал (из Кронштадта в Петербург). Из-за интриг финансирование из казны было прекращено, и Путилов вёл строительство на свои деньги. Этот проект истощил бизнес предпринимателя, и он был разорён. 18 апреля 1880 года Путилов умер. В завещании просил похоронить его в часовне на дамбе Морского канала. Отпевали Николая Ивановича Путилова в столице, а потом 20 километров до дамбы несли гроб с телом на руках. В 1907 году прах Николая Ивановича и его жены перезахоронили под алтарём церкви при Путиловском заводе. В 1951 году церковь разорили, надгробную плиту переплавили, а гробы вместе с прахом сожгли. Однако время вернёт память о великом ученом и талантливом организаторе Н.И.Путилове.

15 мая 1885 года 32-километровый канал был открыт для прохода судов и заработал новый Морской торговый порт. Безымянная набережная Морского канала (встречающего в 2010 году свой 125-летний юбилей) на Канонерском острове, теперь названа Путиловской — в память о человеке, которому петербургский Петербургский канал обязан своим существованием.

В 1904 году к Обуховскому сталелитейному  и орудийному заводу (ОСЗ) был присоединен Александровский сталелитейный и рельсопрокатный завод и ОСЗ стал преемником Александровской мануфактуры не только географически, но и технически, внеся немалый вклад в развитие науки и техники России – первая металлографическая лаборатория в стране; 1919-первый отечественный гусеничный трактор; первый авиационный мотор; первые серийные танки МС-1; первая оптико-механическая  промышленная мастерская, которая выпускала прицелы, бинокли, водомеры, стереотрубы и  другие оптические приборы. Через год  в 1906 г. оптические приборы, изготовленные и сконструированные на ОСЗ, получили Золотую медаль  на  Всемирной оптической выставке во Франции в г. Бордо.  Высшие награды были получены с выставок:  Парижской в1867г., Всероссийской в Санкт-Петербургской 1870г., Московской 1872г., Венской 1873г., Филадельфийской 1876г., Московской Политехнической  1882г., Чикагской 1893г., Парижской 1900, Московской Лиги обновления флота 1908,   Нижегородской1996г.

Обуховский завод

Обуховский завод

 После революции Обуховский завод был национализирован и в 1922 году переименован в Петроградский Орудийный Оптический и Сталелитейный завод «Большевик». Заводом «Большевик» были изготовлены тюбинги и эскалаторы сначала для Московского, а затем и для Ленинградского метрополитена. Ещё один необычный заказ предприятия: первые звёзды с вкраплениями самоцветных камней для Кремля, а затем и каркасы для рубиновых камней. Продолжалось и производство оборонной продукции. Было спроектировано и освоено несколько десятков артиллерийских систем крупного калибра, которые сыграли неоценимую роль во время Великой Отечественной войны, в том числе и при обороне Ленинграда.Даже в годы Второй мировой войны Обуховский завод не прекращал своей работы. Почти 6 тысяч рабочих ушло на фронт, но на производстве их заменили женщины и дети. И вот в таких тяжелейших условиях люди продолжали работать, снабжая армию и флот необходимым вооружением. 1941г. – война. “Всё для фронта, всё для победы!”Продолжали свою деятельность, и конструкторы предприятия  именно благодаря их труду в 1943 году в серию была запущена знаменитая полевая пушка БС-3.
За годы войны завод потерял более 4 тысяч рабочих и служащих. Несколько тысяч сотрудников за самоотверженный труд награждены орденами и медалями, 7 человек удостоены высокого звания Герой Советского Союза. Неудивительно, что каждый год на предприятии проводятся мероприятия в честь Дня Победы – 9 Мая. Здесь помнят всех, кто отдал свою жизнь за Победу, и поддержать тех, кто выжил в этой тяжелейшей войне.

После войны Обуховский завод довольно быстро восстановился и вновь занял лидирующие позиции в сталелитейной и машиностроительной промышленности страны.
В 2002 году Обуховский завод был реорганизован и включен в состав ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». А сейчас основной деятельностью предприятия является выпуск элементов для современнейших систем российской ПВО и Военно-Морского Флота. Помимо работы над оборонным заказом, завод также участвует в выполнении экспортных контрактов. К примеру, системы ПВО С-125 «Печора-М» и модификации зенитного комплекса С-300 успешно эксплуатируются в ряде стран.
    За достижения в области оборонной промышленности предприятие за свои заслуги удостоилось шести орденов: двух орденов Ленина, трёх орденов Трудового Красного Знамени и ордена Октябрьской революции. Такого количества наград больше нет ни у одного российского предприятия.

Собственное конструкторское бюро способствовало тому, что именно здесь разрабатывалось передовое оборудование, здесь же оно испытывалось, а затем отправлялось в массовое производство. Так, уже в 1948 году предприятие освоило выпуск первых в стране нефтекачалок для химической промышленности. На заводе создавались сельскохозяйственное оборудование, мостовые конструкции и буровые установки, судовые валы, антенны системы дальней космической связи, по разработке конструкторского бюро завода были изготовлены наземное оборудование для универсальной космической системы «Энергия-Буран» и уникальная система защиты атомных реакторов.
Руководство завода всегда оказывало дань уважения старшему поколению, людям, чьим трудом и подвигом создавалась замечательная история завода.

С Вашим славным заводом мне посчастливилось работать с 1952 года, и я рад, что Ваш завод, продолжая использовать уникальный опыт своих специалистов, современные программные средства и передовые технологии, обеспечивает выпуск оборонных и народнохозяйственных изделий на уровне новейших достижений.

Уважаемый  Михаил Львович!  Желаю Вам и всему Вашему коллективу доброго здоровья, славных трудовых успехов и благополучия в жизни.

С уважением Зам.Зав отдела ВПК Совмина СССР, Член Президиума Совета ветеранов Военно-Морского Флота, ветеран Великой Отечественной войны
Валентин Михайлович Городилин.

 

Written on Май 26th, 2013

Гвардия-ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия-ВПК

Гвардия-ВПК – это образ жизни