Наша спутница – Луна

Воспоминания написаны по просьбе моей внучки-Александрии

Людей всегда интересовала наша спутница – Луна. Было интересно: почему она светится, почему она крутится вокруг Земли, почему она всегда обращена к Земле только одной стороной, какая она – круглая, плоская, твердая или мягкая, почему на ней бывают затмения и почему она видится в разных фазах, есть ли на ней какая-то жизнь и тысяча почему.%d0%bb%d1%83%d0%bd%d0%b0-%d0%bc%d0%be%d1%8f

В разные времена люди пытались раскрыть загадочное происхождение Луны. Фотографировали разными приборами. Сравнивали лунные фотографии с разными поверхностями на Земле. Смельчаки пытались подняться на различных средствах (шарах, из пушки, на самолетах). Люди дошли до того, что стали называть отдельные участки Луны именами ученых, артистов и даже…., а чтобы не опоздать стали скупать отдельные участки на лунной поверхности.

Люди понимали, что, только облетев Луну и побывав на ней можно раскрыть ее тайны. Некоторые из этих загадок все же удалось разгадать, особенно влюбленным.

И такое время наступило. В Советском Союзе российские ученые, выдающиеся инженеры и рабочие во главе с Генеральным конструктом Сергеем Павловичем Королевым, претворили замыслы сотен и тысяч исследователей-энтузиастов.

В работах по космосу довелось участвовать и мне, Городилину Валентину Михайловичу.

iwAmrxkksO4 (1)Нашими учеными были созданы мощные ракеты, которые позволили оторваться человеку от земного притяжения. Первым в космос полетел и вернулся на Землю наш советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин и первая советская женщина космонавт Валентина Владимировна Терешкова.  Космос стал ближе к Земле. Но человеку надо было разгадать тайны Луны, и наши ученые создали новые ракеты, которые сделали возможным посмотреть обратную сторону Луны и доставить на Землю ее фотографии.

Теперь появилась возможность присваивать имена даже на обратной стороне Луны, хотя с Земли любоваться этим местом нельзя.

Человечество не могло на этом успокоиться, до тех пор, пока не увидят своими глазами и не потрогают своими руками, из чего сделана Луна.

Советские ученые начали работать над созданием аппаратуры, которая позволила бы воплотить эти замыслы. Эта программа получила название «Луна». Долгое время сведения об организациях и людях, которые работали над этой программой, а также о результатах их работы держалось под большим запретом. В настоящее время, эта программа полностью раскрыта и подробные сведения о ее результатах можно найти в открытой печати, в том числе: Луна-1А, Луна-1B, Луна-1С, Луна-1, Луна-2А, Луна-2,  Луна-3, Луна-4А, Луна-4В, Луна-4С, Луна-4D, Луна-4, Луна-5, Луна-6, Луна-7, Луна-8, Луна-9, Луна-10, Луна-11, Луна-12, Луна-13, Луна-14, Луна-15, Луна-16, Луна-17 (Луноход-1), Луна-18, Луна-19, Луна-20, Луна-21 (Луноход-2), Луна-22,  Луна-23, Луна-24А, Луна-24.

Творческими коллективами была создана автоматическая межпланетная станция (АМС) для изучения Луны. Запуски станции производились с космодрома Байконур. Различные варианты станции предназначались для облета  и фотографирования Луны, посадки на нее, взятия грунта и доставки грунта на Землю. Конечным результатом программы было доставка станции с аппаратурой на поверхность Луны и исследование ее поверхности. После посадки станции на Луну, по команде с Земли было включено грунтозаборное устройство. В процессе забора грунта общая глубина бурения составила около 2 метров и с поверхности Луны стартовала взлётная ступень станции с образцами лунного грунта. На Землю доставлена колонка лунного грунта длиной 160 см и весом 170 граммов. Ученые посмотрели, потрогали, понюхали, попробовали приборами и убедились, что ничего нового в лунном грунте нет. Но оставался вопрос, а можно ли ездить по поверхности Луны на автомобиле. Конструкторы создали такой автомобиль и назвали его «Луноход», испытали его на специальном полигоне «луннике» и заявили, что можно кататься.

Советский Луноход

Советский Луноход

17 ноября 1970г.  советской межпланетной станцией Луна-17 был доставлен на поверхность Луны первый лунный самоходный аппарат в Море Дождей и Луноход-1 съехал на лунный грунт.

Он предназначен для изучения особенностей лунной поверхности, химического состава и свойств грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне. Конструктивно Луноход-1 представляет собой установленный на самоходном шасси, герметичный приборный отсек в форме усечённого конуса. На верхней поверхности отсека расположен радиатор системы охлаждения, закрываемый на ночь крышкой для сохранения тепла. Днём крышка открывалась на угол до 180° для оптимальной ориентации солнечных батарей смонтированных на внутренней стороне.

Для обогрева аппаратуры установлен изотопный источник тепла.Луноход-1.

Управление исследовательским аппаратом осуществлялось из Центра с Земли. Основную сложность при управлении луноходом составляла задержка времени прихода сигнала с Луны. Задержка передачи команд управления составляла до 24 секунд. В течение первых трёх месяцев запланированной работы, помимо изучения поверхности Луны аппарат выполнял еще и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки первой лунной кабины, ранее спущенной на Луну.

После выполнения программы, луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 м, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Более чем в 500 точках по трассе движения изучались физико-механические свойства поверхностного слоя грунта, а в 25 точках проведён анализ его химического состава.

15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла, а солнечная батарея не могла подзаряжать источник (Луноход съехал в кратер и солнечная батарея зачерпнула грунт). 30 сентября аппарат на связь не вышел и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены. Результаты эксплуатации первого Лунахода-1 были изучены и отдельные замечания были переданы конструкторам на доработку и в конструкцию были внесены усовершенствования.

Лунохо́д-2 — второй советский лунный дистанционно-управляемый самоходный аппарат. Он был предназначен для изучения механических свойств лунной поверхности, фотосъемки и телесъёмки Луны, проведения экспериментов с наземным лазерным дальномером, наблюдений за солнечным излучением и прочих исследований. 15 января 1973г. на Луну доставлена АМС Луна-21 с Лунаходом-2. Авторское свид ЛунаОн преодолел большее расстояние, чем его предшественник, так как был учтён опыт управления Луноходом-1 и был внедрён ряд нововведений, таких как, например, третья видеокамера с использованием линзо-растровых систем, в разработке которой были учтены работы, выполненные авторским коллективом в составе Комар В.Г., Федчук И.У., Кравченко Л.В., Сальников В.А., Городилин В.М. (авторское свидетельство №109093), по объемной фото регистрации поверхности планет и других космических объектов.

Новая видеокамера позволила различать объемные предметы, тени от них и кратеры. За четыре месяца работы Луноход-2 прошёл 37 километров, передал на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъёмки.   Официально работа с ним прекращена 4 июня 1973г.

Луна-24 — автоматическая межпланетная станция для изучения Луны. 9 августа 1976 года с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Протон-К / Д», которая вывела на траекторию полёта к Луне АМС «Луна-24». 11 августа — осуществлена коррекция траектории полёта станции. 13 августа — станция «Луна-24» выведена на орбиту вокруг Луны с параметрами: наклонение орбиты — 120°; период обращения — 119 минут; высота над поверхностью Луны — 115 километров.

Схема полета и мягкой посадки на поверхность Луны автоматической станции "Луна-24"

Схема полета и мягкой посадки на поверхность Луны автоматической станции “Луна-24″

18 августа — «Луна-24» совершила мягкую посадку на Луну в юго-восточном районе Моря Кризисов в точке с координатами 12 градусов 45 минут с. ш. и 62 градуса 12 минут в. д. Через 15 минут после посадки по команде с Земли было включено грунтозаборное устройство. В процессе забора грунта до глубины 120 сантиметров использовался режим вращательного бурения, а далее происходила смена способов бурения — с вращательного на ударно-вращательный. Общая глубина бурения составила 225 сантиметров. В связи с тем, что оно проводилось с наклоном, общее заглубление составило около 2 метров. 19 августа — с поверхности Луны стартовала взлётная ступень станции «Луна-24» с образцами лунного грунта. 22 августа — спускаемый аппарат совершил посадку в 200 километрах юго-восточнее Сургута (Тюменская область). На Землю доставлена колонка лунного грунта длиной около 160 сантиметров и весом 170 граммов. На этом этапе лунная программа в СССР была закончена из-за отсутствия финансирования в связи с распадом СССР.  Почта России выпустила почтовую марку, посвящённую станции «Луна-16».

11 декабря 1993 года Луноход-1 вместе с посадочной ступенью станции Луна-17 были выставлен фирмой Lavochkin Association на аукционе Сотбис. При заявленной начальной цене 5 000$ торги закончились на сумме 68 500$. По информации российской прессы, покупателем оказался сын одного из американских астронавтов. В каталоге было указано, что лот «покоится на поверхности Луны».

Источник ru.wikipedia.org

Государственная программа «Луна»

img306

Written on Август 21st, 2011

Гвардия-ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия-ВПК

Гвардия-ВПК – это образ жизни