Наша спутница – Луна

Воспоминания написаны по просьбе моей внучки-Александрии

Людей всегда интересовала наша спутница – Луна. Было интересно: почему она светится, почему она крутится вокруг Земли, почему она всегда обращена к Земле только одной стороной, какая она – круглая, плоская, твердая или мягкая, почему на ней бывают затмения и почему она видится в разных фазах, есть ли на ней какая-то жизнь и тысяча почему.%d0%bb%d1%83%d0%bd%d0%b0-%d0%bc%d0%be%d1%8f

В разные времена люди пытались раскрыть загадочное происхождение Луны. Фотографировали разными приборами. Сравнивали лунные фотографии с разными поверхностями на Земле. Смельчаки пытались подняться на различных средствах (шарах, из пушки, на самолетах). Люди дошли до того, что стали называть отдельные участки Луны именами ученых, артистов и даже…., а чтобы не опоздать стали скупать отдельные участки на лунной поверхности.

Люди понимали, что, только облетев Луну и побывав на ней можно раскрыть ее тайны. Некоторые из этих загадок все же удалось разгадать, особенно влюбленным.

И такое время наступило. В Советском Союзе российские ученые, выдающиеся инженеры и рабочие во главе с Генеральным конструктом Сергеем Павловичем Королевым, претворили замыслы сотен и тысяч исследователей-энтузиастов.

В работах по космосу довелось участвовать и мне, Городилину Валентину Михайловичу.

iwAmrxkksO4 (1)Нашими учеными были созданы мощные ракеты, которые позволили оторваться человеку от земного притяжения. Первым в космос полетел и вернулся на Землю наш советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин и первая советская женщина космонавт Валентина Владимировна Терешкова.  Космос стал ближе к Земле. Но человеку надо было разгадать тайны Луны, и наши ученые создали новые ракеты, которые сделали возможным посмотреть обратную сторону Луны и доставить на Землю ее фотографии.

Теперь появилась возможность присваивать имена даже на обратной стороне Луны, хотя с Земли любоваться этим местом нельзя.

Человечество не могло на этом успокоиться, до тех пор, пока не увидят своими глазами и не потрогают своими руками, из чего сделана Луна.

Советские ученые начали работать над созданием аппаратуры, которая позволила бы воплотить эти замыслы. Эта программа получила название «Луна». Долгое время сведения об организациях и людях, которые работали над этой программой, а также о результатах их работы держалось под большим запретом. В настоящее время, эта программа полностью раскрыта и подробные сведения о ее результатах можно найти в открытой печати, в том числе: Луна-1А, Луна-1B, Луна-1С, Луна-1, Луна-2А, Луна-2,  Луна-3, Луна-4А, Луна-4В, Луна-4С, Луна-4D, Луна-4, Луна-5, Луна-6, Луна-7, Луна-8, Луна-9, Луна-10, Луна-11, Луна-12, Луна-13, Луна-14, Луна-15, Луна-16, Луна-17 (Луноход-1), Луна-18, Луна-19, Луна-20, Луна-21 (Луноход-2), Луна-22,  Луна-23, Луна-24А, Луна-24.

Творческими коллективами была создана автоматическая межпланетная станция (АМС) для изучения Луны. Запуски станции производились с космодрома Байконур. Различные варианты станции предназначались для облета  и фотографирования Луны, посадки на нее, взятия грунта и доставки грунта на Землю. Конечным результатом программы было доставка станции с аппаратурой на поверхность Луны и исследование ее поверхности. После посадки станции на Луну, по команде с Земли было включено грунтозаборное устройство. В процессе забора грунта общая глубина бурения составила около 2 метров и с поверхности Луны стартовала взлётная ступень станции с образцами лунного грунта. На Землю доставлена колонка лунного грунта длиной 160 см и весом 170 граммов. Ученые посмотрели, потрогали, понюхали, попробовали приборами и убедились, что ничего нового в лунном грунте нет. Но оставался вопрос, а можно ли ездить по поверхности Луны на автомобиле. Конструкторы создали такой автомобиль и назвали его «Луноход», испытали его на специальном полигоне «луннике» и заявили, что можно кататься.

Советский Луноход

Советский Луноход

17 ноября 1970г.  советской межпланетной станцией Луна-17 был доставлен на поверхность Луны первый лунный самоходный аппарат в Море Дождей и Луноход-1 съехал на лунный грунт.

Он предназначен для изучения особенностей лунной поверхности, химического состава и свойств грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне. Конструктивно Луноход-1 представляет собой установленный на самоходном шасси, герметичный приборный отсек в форме усечённого конуса. На верхней поверхности отсека расположен радиатор системы охлаждения, закрываемый на ночь крышкой для сохранения тепла. Днём крышка открывалась на угол до 180° для оптимальной ориентации солнечных батарей смонтированных на внутренней стороне.

Для обогрева аппаратуры установлен изотопный источник тепла.Луноход-1.

Управление исследовательским аппаратом осуществлялось из Центра с Земли. Основную сложность при управлении луноходом составляла задержка времени прихода сигнала с Луны. Задержка передачи команд управления составляла до 24 секунд. В течение первых трёх месяцев запланированной работы, помимо изучения поверхности Луны аппарат выполнял еще и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки первой лунной кабины, ранее спущенной на Луну.

После выполнения программы, луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 м, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Более чем в 500 точках по трассе движения изучались физико-механические свойства поверхностного слоя грунта, а в 25 точках проведён анализ его химического состава.

15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла, а солнечная батарея не могла подзаряжать источник (Луноход съехал в кратер и солнечная батарея зачерпнула грунт). 30 сентября аппарат на связь не вышел и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены. Результаты эксплуатации первого Лунахода-1 были изучены и отдельные замечания были переданы конструкторам на доработку и в конструкцию были внесены усовершенствования.

Лунохо́д-2 — второй советский лунный дистанционно-управляемый самоходный аппарат. Он был предназначен для изучения механических свойств лунной поверхности, фотосъемки и телесъёмки Луны, проведения экспериментов с наземным лазерным дальномером, наблюдений за солнечным излучением и прочих исследований. 15 января 1973г. на Луну доставлена АМС Луна-21 с Лунаходом-2. Авторское свид ЛунаОн преодолел большее расстояние, чем его предшественник, так как был учтён опыт управления Луноходом-1 и был внедрён ряд нововведений, таких как, например, третья видеокамера с использованием линзо-растровых систем, в разработке которой были учтены работы, выполненные авторским коллективом в составе Комар В.Г., Федчук И.У., Кравченко Л.В., Сальников В.А., Городилин В.М. (авторское свидетельство №109093), по объемной фото регистрации поверхности планет и других космических объектов.

Новая видеокамера позволила различать объемные предметы, тени от них и кратеры. За четыре месяца работы Луноход-2 прошёл 37 километров, передал на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъёмки.   Официально работа с ним прекращена 4 июня 1973г.

Луна-24 — автоматическая межпланетная станция для изучения Луны. 9 августа 1976 года с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Протон-К / Д», которая вывела на траекторию полёта к Луне АМС «Луна-24». 11 августа — осуществлена коррекция траектории полёта станции. 13 августа — станция «Луна-24» выведена на орбиту вокруг Луны с параметрами: наклонение орбиты — 120°; период обращения — 119 минут; высота над поверхностью Луны — 115 километров.

Схема полета и мягкой посадки на поверхность Луны автоматической станции "Луна-24"

Схема полета и мягкой посадки на поверхность Луны автоматической станции “Луна-24″

18 августа — «Луна-24» совершила мягкую посадку на Луну в юго-восточном районе Моря Кризисов в точке с координатами 12 градусов 45 минут с. ш. и 62 градуса 12 минут в. д. Через 15 минут после посадки по команде с Земли было включено грунтозаборное устройство. В процессе забора грунта до глубины 120 сантиметров использовался режим вращательного бурения, а далее происходила смена способов бурения — с вращательного на ударно-вращательный. Общая глубина бурения составила 225 сантиметров. В связи с тем, что оно проводилось с наклоном, общее заглубление составило около 2 метров. 19 августа — с поверхности Луны стартовала взлётная ступень станции «Луна-24» с образцами лунного грунта. 22 августа — спускаемый аппарат совершил посадку в 200 километрах юго-восточнее Сургута (Тюменская область). На Землю доставлена колонка лунного грунта длиной около 160 сантиметров и весом 170 граммов. На этом этапе лунная программа в СССР была закончена из-за отсутствия финансирования в связи с распадом СССР.  Почта России выпустила почтовую марку, посвящённую станции «Луна-16».

11 декабря 1993 года Луноход-1 вместе с посадочной ступенью станции Луна-17 были выставлен фирмой Lavochkin Association на аукционе Сотбис. При заявленной начальной цене 5 000$ торги закончились на сумме 68 500$. По информации российской прессы, покупателем оказался сын одного из американских астронавтов. В каталоге было указано, что лот «покоится на поверхности Луны».

Источник ru.wikipedia.org

Государственная программа «Луна»

img306

Written on Август 21st, 2011

Гвардия ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия ВПК

Гвардия ВПК – это образ жизни