Моё участие в работах по дальнему космосу

 

Воспоминания написаны

по просьбе моего внука Михаила 

 

Людей всегда интересовала наша спутница – Луна. Было интересно: почему она светится, почему она крутится вокруг Земли, почему она всегда обращена к Земле только одной стороной, какая она – круглая, плоская, тверда или мягкая, почему на ней бывают затмения и почему она видится в разных фазах, есть ли на ней какая-то жизнь и тысяча почему.

В разные времена люди пытались раскрыть загадочное происхождение Луны. Фотографировали разными приборами. Сравнивали лунные фотографии с разными поверхностями на Земле. Смельчаки пытались подняться на различных средствах (на шарах, самолетах). Люди дошли до того, что стали называть отдельные участки Луны именами ученых, артистов и даже…., а чтобы не опоздать стали скупать отдельные участки на лунной поверхности.

Люди понимали, что, только облетев Луну и побывав на ней можно раскрыть ее тайны. Некоторые из этих загадок все же удалось разгадать, особенно влюбленным.

И такое время наступило.

Антенна ТНА-1500 для радиоастрологии дального космоса в Московской области

Антенна ТНА-1500 для радиоастрологии дального космоса в Московской области

Как ни странно, но наше начало освоения Луны связано с Америкой. В 1961 году президент США Кеннеди написал в конгресс письмо. С чувством уязвленного самолюбия он писал, что, после того как Америка проиграла Советам первые шаги к звездам, престиж нации – высадиться первыми на Луну, и попросил у конгресса на освоение Луны астрономическую сумму – 25 миллиардов долларов.

Гагарин 3В СССР в бюджете на работы по исследованию Луны и космического пространства предусматривалось – 2,5 миллиарда рублей. В целях активизации работ по лунной программе ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 3 августа 1964г. обязало Комиссию Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам и соответствующие министерства и ведомства принять необходимые меры, обеспечивающие в 1967 году облет Луны, а в 1968 году совершить на лунную поверхность мягкую посадку и вернуться обратно. Наша «лунная программа» должна была стать ответом США и доказать наше превосходство в космосе и на Земле. Мы пытались не обращать внимания, что средств у нас в 10 раз меньше, чем выделил на эти цели Конгресс США. И стали готовиться сначала, облететь Луну, а затем, по результатам полетов высадиться на Луну!

В Советском Союзе российские ученые, выдающиеся инженеры и рабочие во главе с Генеральным конструктором Сергеем Павловичем Королевым, претворили замыслы сотен и тысяч исследователей-энтузиастов. По новизне и размаху это была грандиозная работа. Труд исполнителей получил высокую оценку руководства страны. Наиболее отличившимся исполнителям, внёсшим наиболее существенный вклад в создание комплекса системы награждены орденами и медалями.

Вручение правительственных наград а Большом Кремлёвском дворце

Вручение правительственных наград в Большом Кремлёвском дворце

Указом Президиума Верховного Совета СССР были присуждены Ленинская и Государственные премии СССР, в том числе: Главный конструктор Богачев И.Д., Капланов М.Р., Болотов Э.С.-50 ЦНИИКС, Аносов, Жирнов, Немировский-МНИИРС, Исляев, Тараненко, Смаль-Красноярский завод, Берг-НИИАА, Захаров-НИИТ, Кобин -МПСС, Архангельский-НИИП, Фёдоров-16 ЦНИИИС, Крылов- ГУКОС, Кандрашов-РВ, Буцкий-Ген.Штаб РВСН.  Мне, Городилину В.М., также выпала честь участвовать в работах по дальнему космосу, за что я был награжден Госпремией СССР. Президент Академии наук СССР М.В.Келдыш в торжественной обстановке вручил Ленинские и Государственные премии СССР специалистам ракетно-космической отрасли – за участие в разработке, создании, испытаниях и вводе в эксплуатацию Единой системы спутниковой связи (ЕССС-1)  и «Корунд».

Мстислав Всеволодович произнёс вступительную речь. Он говорил о программе мира, провозглашённой 24-м партийным съездом. «Чтобы успешно выполнить её, – сказал М.В.Келдыш, – нужна крепкая оборона страны. То, что вы делаете, направлено на решение именно этой задачи. Спасибо Вам за это». Он сердечно поздравил лауреатов с высокими наградами.

Затем была поездка на Красную площадь, где на фоне Московского Кремля и Мавзолея В.Ленина, награжденные сфотографировались, а в ресторане «Восток» гостиницы «Россия» состоялся вечер, на который было приглашено 120 человек. Среди гостей были: Министр Э.К.Первышин, заместители министров оборонных отраслей промышленности, Начальник Главного штаба РВСН А.Г.Шевцов, начальник 50 ЦНИИ КС Г.П.Мельников, ответственные работники Оборонного отдела ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Военно–промышленной комиссии.

Лауреаты Ленинской и Государственной премии СССР на Красной площади

В своём выступлении Э.К.Первышин сказал: «Сегодняшнее торжество – это выдающееся событие не только для лауреатов. Это праздник для всех министерств, ведомств и тысяч людей, участвовавших в создании системы».

Награждённых поздравляли друзья, товарищи, старшие начальники. На моё имя поступили: поздравительные письма от Председателя ВПК Л.В.Смирнова, Министра обороны СССР маршала Советского Союза А.А.Гречко; правительственные телеграммы Министра общемаша С.А.Афанасьева; Министра промсвязи Э.К. Первышина; Министра связи В.А.Шамшина; .поздравление от Заместителя Председателя КГБ СССР Н.П.Емохонова, Заместителя Минобороны СССР генерал-полковника Н.Н.Алексеева; Первого Заместителя Главнокомандующего РВСН генерал-полковника М.Г.Григорьева, Руководства  Центра подготовки космонавтов им.Ю.А.Гагарина и других.

Чтобы лететь – нужен корабль. И его сделали. Внешне он был, как «Союз». Но с другой системой управления. Появились: бортовой вычислительный комплекс, системы управления, сконструированные в НИИ автоматики и приборостроения Главный конструктор академик Н.А.Пилюгин.

Спутниковая станция ТНА-57

Спутниковая станция ТНА-57

В качестве носителя предлагалась ракета «Протон». До этого «Протон» выводил корабли на орбиту до 400 километров. А для облета Луны нужно было разогнать корабль до второй космической скорости, чтобы преодолеть притяжение Земли. Увеличивая подъемные возможности «Протона», конструкторы стремились уменьшить вес самого корабля.

Итак, корабль есть. Носитель есть.

Теперь появилась возможность присваивать имена даже на обратной стороне Луны, хотя с Земли любоваться этим местом нельзя. Учитывая, что высадка человека на Луне в ближайшие годы представляет большие технические сложности и не возможна из-за недостаточности технических данных (плотности грунта и других параметров) руководством СССР было принято решение, не сокращая работ по полетам человека к Луне, более интенсивно вести работы по облету и доставке туда аппаратов – Луноходов.

Человечество не могло на этом успокоиться, до тех пор, пока не увидят своими глазами и не потрогают своими руками, из чего сделана Луна.

Советские ученые начали работать над созданием аппаратуры, которая позволила бы воплотить эти замыслы. Эта программа получила название «Луна». Долгое время

Поздравительные адреса

Поздравительные адреса

сведения об организациях и людях, которые работали над этой программой, а также о результатах их работы держалось под большим запретом. В настоящее время, эта программа полностью раскрыта, и подробные сведения о ее результатах можно найти в открытой печати, в том числе: Луна-1А, Луна-1B, Луна-1С, Луна-1, Луна-2А, Луна-2,  Луна-3, Луна-4А, Луна-4В, Луна-4С, Луна-4D, Луна-4, Луна-5, Луна-6, Луна-7, Луна-8, Луна-9, Луна-10, Луна-11, Луна-12, Луна-13, Луна-14, Луна-15, Луна-16, Луна-17 (Луноход-1), Луна-18, Луна-19, Луна-20, Луна-21 (Луноход-2), Луна-22,  Луна-23, Луна-24А, Луна-24.

Адрес Председателя ВПК

Творческими коллективами была создана автоматическая межпланетная станция (АМС) для изучения Луны. Запуски станции производились с космодрома Байконур. Различные варианты станции предназначались для облета и фотографирования Луны, посадки на нее, взятия грунта и доставки грунта на Землю. Конечным результатом программы было доставка станции с аппаратурой на поверхность Луны и исследование ее поверхности. После посадки станции на Луну, по команде с Земли было включено грунтозаборное устройство. В процессе забора грунта общая глубина бурения составила около 2 метров и с поверхности Луны стартовала взлётная ступень станции с образцами лунного грунта. На Землю доставлена колонка лунного грунта длиной 160 см и весом 170 граммов. Ученые посмотрели, потрогали, понюхали, попробовали приборами и убедились, что ничего нового в лунном грунте нет. Но оставался вопрос, а можно ли ездить по поверхности Луны на автомобиле. Конструкторы создали такой автомобиль и назвали его «Луноход», испытали его на специальном полигоне «луннике» и заявили, что можно кататься.

book25117 ноября 1970г.  советской межпланетной станцией Луна-17 был доставлен на поверхность Луны первый лунный самоходный аппарат в Море Дождей и Луноход-1 съехал на лунный грунт. Он предназначен для изучения особенностей лунной поверхности, химического состава и свойств грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне. Конструктивно Луноход-1 представляет собой установленный на самоходном шасси, герметичный приборный отсек в форме усечённого конуса. На верхней поверхности отсека расположен радиатор системы охлаждения, закрываемый на ночь крышкой для сохранения тепла. Днём крышка открывалась на угол до 180° для оптимальной ориентации солнечных батарей смонтированных на внутренней стороне.

Для обогрева аппаратуры установлен изотопный источник тепла Луноход-1.

Поздравление от Космонавтов

Управление исследовательским аппаратом осуществлялось из Центра с Земли. Основную сложность при управлении луноходом составляла задержка времени прихода сигнала с Луны. Задержка передачи команд управления составляла до 24 секунд. В течение первых трёх месяцев запланированной работы, помимо изучения поверхности Луны аппарат выполнял еще и прикладную программу, в ходе которой отрабатывал поиск района посадки первой лунной кабины, ранее спущенной на Луну. После выполнения программы, луноход проработал на Луне в три раза больше своего первоначально рассчитанного ресурса. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10540 м, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Более чем в 500 точках по трассе движения изучались физико-механические свойства поверхностного слоя грунта, а в 25 точках проведён анализ его химического состава.

15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла, а солнечная батарея не могла под заряжать источник (Луноход съехал в кратер и солнечная батарея зачерпнула грунт). 30 сентября аппарат на связь не вышел и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены. Результаты эксплуатации первого Лунахода-1 были изучены и отдельные замечания были переданы конструкторам на доработку и в конструкцию были внесены усовершенствования.Авторское свид Луна

Лунохо́д-2 — второй советский лунный дистанционно-управляемый самоходный аппарат. Он был предназначен для изучения механических свойств лунной поверхности, фотосъемки и телесъёмки Луны, проведения экспериментов с наземным лазерным дальномером, наблюдений за солнечным излучением и прочих исследований. 15 января 1973г. на Луну доставлена АМС Луна-21 с Лунаходом-2. Он преодолел большее расстояние, чем его предшественник, так как был учтён опыт управления Луноходом-1 и был внедрён ряд нововведений, таких как, например, третья видеокамера с использованием линзо -растровых систем, в разработке которой были учтены работы, выполненные авторским коллективом в составе Комар В.Г., Федчук И.У., Кравченко Л.В., Сальников В.А., Городилин В.М. (авторское свидетельство №109093), по объемной фото регистрации поверхности планет и других космических объектов.

Автоматическая межпланетная станция для исследования Луны

Автоматическая межпланетная станция для исследования Луны

Новая видеокамера позволила различать объемные предметы, тени от них и кратеры. За четыре месяца работы Луноход-2 прошёл 37 километров, передал на Землю 86 панорам и около 80000 кадров теле съёмки. Официально работа с ним прекращена 4 июня 1973г. Луноход на стенде.

9 августа 1976 года с космодрома Байконур был осуществлён пуск новой ракеты-носителя «Протон-К / Д», которая вывела на траекторию полёта к Луне автоматическую межпланетную станцию «Луна-24». 11 августа — осуществлена коррекция траектории полёта станции. 13 августа — станция «Луна-24» выведена на орбиту вокруг Луны с параметрами: наклонение орбиты — 120°; период обращения — 119 минут; высота над поверхностью Луны — 115 километров. 18 августа — «Луна-24» совершила мягкую посадку на Луну в юго-восточном районе Моря Кризисов в точке с координатами 12 градусов 45 минут с. ш. и 62 градуса 12 минут в. д. Через 15 минут после посадки по команде с Земли было включено грунтозаборное устройство. В процессе забора грунта до глубины 120 сантиметров использовался режим вращательного бурения, а далее происходила смена способов бурения — с вращательного на ударно-вращательный. Общая глубина бурения составила 225 сантиметров. 19 августа — с поверхности Луны стартовала взлётная ступень станции «Луна-24» с образцами лунного грунта. 22 августа — спускаемый аппарат совершил посадку в 200 километрах юго-восточнее г.Сургута

Луноход-1 на Луне, купленный американцем

(Тюменская область). На этом этапе лунная программа в СССР была закончена из-за отсутствия финансирования в связи с распадом СССР. Почта России выпустила почтовую марку,  посвящённую станции «Луна-16»

11 декабря 1993 года Луноход-1 вместе с посадочной ступенью станции Луна-17 были выставлен фирмой Lavochkin Association на аукционе Сотбис. При заявленной начальной цене 5 000$ торги закончились на сумме 68 500$. По информации российской прессы, покупателем оказался сын одного из американских астронавтов Ричард Гэрриот. В каталоге было указано, что лот «покоится на поверхности Луны»

Много лет спустя мой внук Михаил Городилин с отличием закончил в Москве Технический университет (Московский институт радиотехники электроники автоматики) и его по конкурсу направили учиться во Францию в Центральную школу Парижа-Шатане – Малабри. По завершении учебы ему предложили работу по специальности на одной из фирм в Париже.

Михаил Городилин на выставке в Париже у Лунника

В 2012 году во время 100-летия авиасалона “LE BOURGE” он посетил павильон космонавтики. На одном из стендов был выставлен дублер Лунохода-1 вместе с посадочной ступенью станции Луна-17, покоившегося на поверхности Луны. Этот Луноход-1 был продан французскому авиасалону в период распада СССР.

Дважды Герой Советского Союза космонавт А.А.Леонов.

В июне 2010г. космонавт А.А.Леонов дал интервью корреспонденту газеты «Комсомольская правда» г-ну Н.Добрюха (статья «История современности») о подготовке космонавтов для выполнения полетов к Луне и причинах, почему этот полет не состоялся. Ниже излагается интервью дважды Героя Советского Союза космонавта А.А.Леонова.

Мы были готовы на всё. Итак, корабль есть. Носитель есть. Требовался экипаж.

Идет 1966 год. В то время мы как раз подбирали людей в разные группы: для испытания нового корабля «Союз», для долговременной орбитальной станции (ДОС) «Салют” и в долгожданную «лунную группу». Кроме основных членов экипажа, были и запасные. Все понимали – «лунная программа» не на один год, поскольку складывается из двух этапов. Первый – облет Луны.

Космический корабль "Союз"

Космический корабль “Союз”

Второй – высадка на ее поверхность лучшего из трех облетевших Луну экипажей, А дальше – освоение Луны.

Гагарин тоже входил в «лунную группу», хотя главная его цель – готовиться к первому испытанию «Союза». Считалось, что после «Союза» Юра займется «лунной программой». Нелепая гибель перечеркнула все его планы.

А «лунные экипажи» определились так. Первый: Леонов – Макаров. Второй: Быковский – Рукавишников, Третий:Попович – Гречко.

Почётный адрес Руководства Космической отрасли связи сотруднику ВПК Городилину В.М

Непосредственно к «лунной работе» готовились только два первых экипажа, Остальные «лунники» работали по общей программе. На замену нам в любой момент могли прийти Климук, Николаев, Воронов, Шаталов, Севастьянов и Валера Волошин, который потом за еврейское происхождение не прошел по пятому параграфу.

Что такое общая подготовка?  Это, прежде всего обучение навигации, чтобы быть в состоянии совершить облет Луны самостоятельно (мало ли какая авария произойдет), надо очень хорошо знать звездное небо. И особенно – южное. Потому что заход на посадку происходит сугубо с южной стороны Земли. Точнее, с Антарктиды.

Мое участие в работах по Луне

Мое участие в работах по Луне

Сначала мы изучали южное небо в Московском планетарии – вечером, когда уходили посетители, приходили мы. И до полуночи всматривались в звезды. Но живое южное небо – это другое. И «лунная группа» вылетала изучать южное небо в Сомали. В нашем распоряжении были тогда и лучшие обсерватории страны в Армении, в Грузии и в Крыму. Но тренажер был один. Да и бортовая вычислительная машина «Салют» была только в КБ в Подлипках (сейчас в Королеве). Посадка намечалась на видимую сторону Луны. Только прямая видимость с Земли могла обеспечить космонавтам помощь из центра. Связь ведь ведется на ультракоротких волнах, а они действуют при прямой видимости.

Николай Алексеевич Пилюгин руководил всеми разработками систем управления, обеспечившей приоритет СССР в исследовании космического пространства и обороноспособности страны. Н.Пилюгин, сам участвуя в этих работах, очень плодотворно сотрудничал с Сергеем Павловичем Королевым и с другими создателями ракетных систем: Михаилом Кузьмичем Янгелем, Владимиром Николаевичем Челомеем, Александром Давыдовичем Надирадзе и другими. Однако, широкой общественности, Николай Алексеевич стал известен не по оборонным разработкам, а как «штурман космических трасс», как ученый, при ведущей роли которого были созданы системы управления космическими ракетами-носителями, а также самими космическими аппаратами первого и последующих поколений для мягкой посадки на Луну и Венеру, для облета Луны, спутников Марса и т. д.

При активном личном участии Н.А.Пилюгина и под его руководством созданы системы управления трехступенчатой ракеты-носителя «Протон-1», предназначенной для выведения космических станций «Салют», и четырехступенчатой «Протон-2» с разгонным блоком Д, обеспечивающей облет Луны аппаратами «Зонд» с посадкой спускаемых аппаратов на ее поверхность.

Работая в Комиссии Президиума Совмина СССР, мне также удалось участвовать в работах, проводимых Николаем Алексеевичем.

Если бы вычислительная машина, как у нас говорили, «сдохла», экипаж должен был бы готов взять управление на себя при космических перегрузках. И эту задачу удалось решить. Был создан невиданный тренажер. На громадную центрифугу установили космический корабль, усадили экипаж и разогнали ее до такой скорости, что перегрузки стали по-настоящему космическими. И вот в таких условиях космонавты учились «рулить» кораблем, потерявшим автоматическое управление. На экране звездного ориентира высвечивались заранее нанесенные кольца. В эти кольца они должны были «загнать» соответствующие им на небе звезды. Все этапы пути на Луну и обратно космонавты отработали, как «Отче наш». И стали ждать приказа прибыть на Байканур.

Вице- адмирал ВМФ Ю.М.Кононов вручает  ветерану связи Городилину В.М. Свидетельство “За заслуги и верность связи ВМФ”

Однако шли дни, месяцы. Летели один за другим к Луне беспилотные корабли, но нам отмашки все не было. А тут еще вдруг не стало Сергея Павловича Королева. Для космонавтов, это был, чуть ли не конец света. Именно Королев больше, чем кто-либо, был заряжен лететь на Луну. После него «лунное дело» пустили на самотек. На место Королева назначили его зама Мишина, который, наверное, умел быть неплохим проводником его идей, но как самостоятельный руководитель ничего не мог сдвинуть с места.

«Лунное дело» начало заходить в тупик еще тогда, когда два кита, на которых держался советский космос, Королев и Челомей, начали плыть в разные стороны, не в состоянии договориться – каким должен быть «лунный ракетоноситель».

iwAmrxkksO4 (1)Стало ясно: облететь Луну первыми мы еще можем, но сесть на Луну раньше американцев нам уже не удастся. Главной причиной оказалась даже не нехватка денег, а неправильный или несвоевременный курс на создание нового носителя «Н-1» вместо использования связки многократно проверенных в деле «Протонов», что предлагал Челомей. У Челомея был не сырой проект, как у Королева «Н-1», а готовый вариант для посадки на Луну из пяти «Протонов»: четыре по углам и пятый посередине. Новая же королёвская ракета «Н-1» никак не могла пройти испытания.

Как пишет корреспондент газеты «Комсомольская правда» г-н Н.Добрюха в статье «История современности» наступила сплошная полоса неудач из-за нелепости конструктивных решений, что ни – как не укладывалось в голове. Загвоздка была, в том числе в вечных спорах о топливе. Челомей «строил» свои носители на «грязном» топливе – азотный тетраоксид. Королев был категорически против и пытался развивать кузнецовские двигатели, работавшие на керосине и кислороде. Но довести этот экологически чистый проект не хватило жизни. Королевский замысел вызывал восхищение, но те решения, за счет которых его пытались осуществить, кончались разочарованием…

b55c415d914dac73574e09737c072604Короче, надо признаться очень сложные отношения и конкуренция между Королевым и Челомеем не пошли на пользу общему делу. Их всё время противопоставляли друг другу. И это только обостряло положение. Если бы не вертевшиеся вокруг «доброжелатели» и подстрекатели, они, быть может, и нашли бы общий язык.  Но… время было упущено. А потом смерть Королева поставила точку даже на возможности облететь Луну. Хотя, повторяю, все было готово!!!

Так несогласие между Королевым и Челомеем закончилось поражением всей нашей «лунной программы».

Так что… уже в 67-м году было ясно, что мы, как бы ни старались, но раньше американцев не высадимся. Что касается облета. Даже когда Фрэнк Борман с 21 по 27 декабря 1968 года облетел Луну, мы еще пытались что-то доказать в ЦК. Дескать, поскольку программа посадки на Луну не отменена, и финансирование продолжается, посадку мы всё равно должны будем начать с облета.

Зампред В.Коблов и Зам.нач отдела ВПК В.Городилин в Белом Доме

Сейчас мы в форме. Корабль есть. Разрешите лететь! ЦК: «Нет! Давайте пошлем еще один «Зонд» вокруг Луны. Пока не получим испытание без замечаний, на полет не пойдем!». Главное – против был Генеральный конструктор НПО «Энергия» Василий Павлович Мишин. Основной довод против: СССР раньше американцев совершил облёт и фотографирование обратной стороны Луны, мягкую посадку, путешествие Луноходов, взятие грунта и возврат на Землю. У нас было тем временем четыре успешных облета Луны. Поэтому в оборонном отделе ЦК решили: ну раз американцы сели, чего теперь рисковать. И нас не пустили! А американцы тем временем наблюдали за нашими испытаниями «Зондов» вокруг Луны и понимали, что Советский Союз готов их опередить. Поэтому президент НАСА Флэтчер принял решение сделать только один облет Луны Фрэнком Борманом. При втором облете Томас Стаффорд, испытывая «лунный модуль», завис над Луной на высоте до 100 метров и последующим уходом к Земле.

Вместе с тем американцы считают, что и по сей день наш Центр подготовки космонавтов лучший в мире

 Моё участие в работах по ближнему и дальнему космосу были оценены Центром подготовки космонавтов и космонавтами.

Награда Правительством за 50-летнюю работу в ВПК

 

16 марта 2013 года Президент РФ Владимир Путин поздравил сотрудников ВПК и ветеранов отрасли с 60-летием создания Военно-промышленной комиссии.

“Хочу поблагодарить сотрудников и ветеранов Комиссии за высокий профессионализм, ответственное скрупулезное отношение к порученному делу, за умение выстроить слаженную оперативную работу и добиться весомых практических результатов.

Именно эти качества вашего коллектива на протяжении десятилетий помогали государству решать важнейшие задачи в сфере обороны и национальной безопасности, укреплять индустриальный и промышленный потенциал страны.

Деятельность ВПК позволила принять на вооружение многие виды и типы вооружений и военной техники”.

Поздравление “Звёздного”

 

Диплом имени Ю.А.Гагарина

 

Алексей Леонов: Вот бы туда ещё разок

Руководство государства всегда ставило перед ВПК важнейшие задачи по развитию ракетно-космической обороны, контролю над  разработкой НИОКР и освоением новых видов ВВТ. С 1957г. Советский Союз  через ВПК выстроил мощную военную и оборонную позицию гаранта стратегической стабильность в мире. И сегодня в юбилейные дни необходимо вспомнить имена руководителей Военно-промышленной комиссии – Д.Ф.Устинова, Л.В.Смирнова, Ю.Д.Маслюкова, И.С.Белоусова, Г.А.Титова, В.Л.Коблова, Л.И.Горшкова, Ю.Е.Антипова, А.И.Щукина, а также сотрудников ВПК – специалистов высочайшего класса.  

Городилин Валентин Михайлович  –  Заместитель Начальника отдела Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам (1958-1993гг.), ветеран ВОВ. img306

 

 

 

 

Written on Апрель 6th, 2012

Гвардия-ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия-ВПК

Гвардия-ВПК – это образ жизни