Моё знакомство с большим искусством

Моё знакомство с большим искусством началось очень поздно. Я уже писал, что у моего дедушки Матвея Егоровича Голубева был брат (богомаз), который подарил нашей семье несколько картин на религиозные темы. Когда началась коллективизация, все картины пропали. Дома у нас осталось несколько икон, очень красивых, с дорогими окладами и иконостас (угольник) – свадебные подарки родителям моих предков. Из картин на стене висели охотничье блюдо с утками и красивая цветная литография старинного дворца и много фотографий родни. В школе у нас были уроки рисования, но это ничего художественного не дало. Перед войной у нас дома всегда жили семьи наших родственников, а свободные помещения в доме, родители сдавали внаём жильцам. Одну из комнат снимали сотрудники московской парфюмерной фабрики «Свобода». Среди сотрудников был художник, который любил в свободное время рисовать лошадей в движении. Нарисованные маслом картины он продавал. Я очень любил наблюдать за его работой. Он иногда разрешал мне делать маленькие мазки краской, а потом показал мне как можно по клеточкам скопировать рисунок. Помню, я нарисовал какого-то шаха и рамку повесил  у себя в комнате и очень гордился своим художеством.
Посещать музеи, или ходить по выставкам в нашей семье не было заведено, да и время было мало, поэтому в Третьяковскую галерею я попал в 50-х годах. Как-то на встрече с моей подругой Тамарой, она спросила, часто ли я хожу в музеи и в частности, был ли я в Третьяковской галерее. Я ответил, что не был и даже не знаю, где она находится. Тамара была очень удивлена. Она с детства любила всё красивое, часто бывала на московских выставках и музеях, в свободное от работы время любила рисовать.

Молодой художник

Одновременно  Тамара училась в Полиграфическом институте. Мне пришлось дать ей слово офицера, что не только  побываю в Третьяковке, но и постараюсь изучить всю историю этой галереи. Позднее, бывая на выставках и галереях, я мог свободно общаться с разными художниками и высказывать своё суждение о том или ином художественном произведении. Тамара часто организовывала  выставки своих художественных картин, а дома у нас все стены увешаны собственными картинами.

Свадебный подарок Валентину от Тамары

Много картин было подарено родным и друзьям, а когда я сказал Тамаре, что мне с детства нравится картина И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» (наверное, из-за конфет «мишек»), то на свадьбу я в подарок получил от Тамары собственноручно выполненную копию этой картины.   Моё знакомство с историей Третьяковской галереи позднее мне очень пригодилось, так как в период моей работы в Комиссии (ВПК) Совета Министров СССР пришлось заниматься строительством корпусов на Лаврушинском переулке (Третьяковке) и их оснащением.

Немного из истории Третьяковской галяреи и её основателя.

Павел Михайлович Третьяков родился в Москве 15 декабря 1832 года в потомственной купеческой семье. Как и многие люди его круга, получил домашнее образование. Семья Третьяковых проживала в Замоскворечье в старинном особняке. Павел вместе с братом Сергеем с раннего возраста помогал отцу, преуспевающему купцу Михаилу Захаровичу в торговых делах. Семья владела сначала «лавками с палатками», а затем «магазином полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных». Позднее Третьяковы приобрели фабрики в Костромской губернии.
Частное собрание картин Павла Михайловича Третьякова начинает складываться с 1856 года с приобретения у художника Шильдера небольшой картины «Искушение». С первых шагов собирательной деятельности он сосредоточил внимание на произведениях русских живописцев. С самого начала он хотел создать национальную художественную галерею. Первые картины размешались в жилых комнатах бельэтажа дома в Лаврушинском переулке, который занимала семья Третьякова.

Портрет Павла Третьякова

Старший из братьев Павел долго не женился. Свою жену — Веру Николаевну двоюродную сестру известного мецената Саввы Мамонтова Павел Михайлович высмотрел совсем случайно… в ложе театра. Влюбился сразу, угадал мягкость, женственность характера. В окружении доброй, все понимающей жены, четырех любимых дочерей был счастлив многие годы.
В семье все любили друг друга. Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» .   К 1884 году благосостояние семьи П.М.Третьякова.возросло, а богатство ко многому обязывало. Павел Третьяков исполнял ряд обязанностей в общественных организациях, был членом Московского купеческого банка, Он принимал участие в деятельности Православного миссионерского общества, был попечителем Арнольдовскому училищу для глухонемых, состоял членом Коммерческого суда, членом разных обществ – художественных, благотворительных, коммерческих.

Семья П.М.Третьякова. 1884г.

Домашние дела вела Александра Даниловна Третьякова. Под ее присмотром принимали извозчиков, которые привозили кипы льняных товаров из Костромы. С середины 1860 годов Третьяковым принадлежала Ново-Костромская льняная мануфактура, которая к концу ХIХ века занимала одно из первых мест в России по качеству и количеству товара. На улице  Ильинке – в Китайгородском квартале в Москве находился магазин Третьяковых. Здесь торговали льняной мануфактурой и иностранными товарами.
Современники считали Павла Михайловича «тихим и загадочным»: купец — а разносолов не любит, из года в год щи да каша в обед. Богат — но выездов не признает, никаких тебе балов, маскарадов, товарищеских пирушек, картишек за столом. Единственную «роскошь» себе доставлял — сигару в день. Всю жизнь проходил в сюртуке одного покроя. Время расписывал, как педант, по минутам. С юности до последнего часу — вставал в шесть утра, ложился в полпервого – ночи.
По свидетельству Стасова, «начиная с детства, П.М.Третьяков полюбил гравюры и литографии с историческими и вообще интересными сюжетами и ревностно собирал их, покупая большинство на рынке, в маленьких лавочках». И на портретах купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи всегда выглядел суровым.

Художники в Третьякове видели не только простого покупателя картин, а друга и помощника. Поэтому, зная, что картина может попасть в галерею Третьякова, они часто уступали ее за более низкую цену, чем предполагалось ранее. Коллекция активно пополнялась заказами художников. К 1860 году были приобретены полотна В.Г.Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», И.П.Трутнева «Крестный ход», А.К.Саврасова «Вид на Ораниенбаум», К.Н.Филиппова «Севастополь» и небольшие этюды А.Г.Гаравского, Н.Е.Сверчкова, И.И.Соколова.

Царевна лебедь

Уже в 1860 году Павел Михайлович составляет завещание, в котором определяет цель своей коллекционной деятельности: «… для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». Исходя из поставленной перед собой задачи, в дальнейшем Третьяков подходил уже и к подбору картин в свою галерею не как любитель живописи, а как историк искусства, стараясь не пропустить чего-либо характерного и значительного для русской живописи. Поэтому он довольно часто приобретал не только то, что соответствовало его личному вкусу, но и то, что лично ему не нравилось, но казалось необходимым для полноты представления о художественных процессах, происходивших в России во второй половине XIX века.   Третьяков все делал основательно, профессионально.   Не имея специального искусствоведческого образования, всю жизнь жадный до знаний, он объездил Германию, Италию, Францию, Англию, Австрию, Скандинавию… Всюду посещал выставки, салоны, галереи, музеи. Это и были его университеты. Художественное чутье, тонкое и глубокое знание живописи, которым отличался Третьяков, было результатом большого труда по ее изучению. Он часто посещал Петербург, бывал в мастерских художников, часто, много и долго беседовал с ними, постигая основы мастерства, специфику работы. Он хорошо знал технологию живописи, свойства красок, умел крыть лаком картины, без помощи реставраторов удалял повреждения в холсте, заделывая трещины в красочном слое, промывал загрязненные холсты.
В конце 60 — начале 70-х годов у Павла Михайловича Третьякова возникает план создания галереи портретов выдающихся русских деятелей науки, литературы и искусства. До него такая простая мысль никому не приходила в голову.

Перед грозой

Первым, кажется, был заказан портрет Щепкина. Опасался Павел Михайлович, уйдет старик из жизни и не останется потомкам изображения любимого артиста. Потом купил портрет Кукольника, портрет Гоголя… Потом начал заказывать, увлекая своей идеей лучших художников своего времени: В.Перова, И.Крамского, И.Репина. Он сам заказывает портреты интересующих его лиц художникам, проявляя при этом удивительную человеческую мудрость и чутье. Третьяков писал письма писателям, уговаривая их позировать, некоторых упрашивал годами. В течение почти трех десятилетий, несмотря на все трудности, он, воплощая свой замысел, формировал портретную галерею. Без него не имели бы мы сегодня прижизненных портретов Гончарова, Л.Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского. Художник И.Е.Репин так писал об этой галерее: «Портреты, находящиеся у Вас, представляют лица, дорогие нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею».
70—80-е годы XIX века — наиболее активный период формирования картинной галереи П.М.Третьякова. Это связано было и с успехом коммерческой деятельности его семьи, а, следовательно, с возросшими доходами, но в большей степени — с расцветом деятельности передвижников, созданием ими в этот период наиболее значительных работ. В эти годы были созданы такие выдающиеся полотна, как картины Ф.А.Васильева «Оттепель» и «Мокрый луг», Саврасова «Грачи прилетели», И.Н.Крамского «Христос», А.И.Куинджи «Березовая роща», И.Е.Репина «Иван Грозный и его сын Иван», «Царевна Софья», «Крестный ход», «Не ждали», «Отказ от исповеди», И.И.Шишкина «Рожь», «В лесу», «Горелый лес», В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове» и многие другие, составившие гордость и славу Третьяковской галереи.

Раздумье

К концу жизни Третьякова его галерея превратилась в один из крупнейших музеев Российской империи. В августе 1892г. Третьяков передал художественную галерею в дар Москве. На тот момент собрание состояло из 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекции икон. В 1896 году составляя завещание, Павел Михайлович решил позаботиться о судьбе своего детища. Третьяков завещал внести в Московскую городскую думу «…150 000 рублей для употребления процентов на ремонт Галереи, 125 000 рублей на приобретение на проценты с этой суммы живописных и скульптурных художественных произведений для пополнения коллекций». Зная, что средств, выделяемых Московской городской думой, недостаточно для полноценного существования Галереи, ставшей к тому времени крупнейшим собранием произведений русского искусства, Третьяков рассчитывал, что завещанные деньги будут и впредь работать на благо русского искусства. Кроме того, галерее было завещаны иконы и недвижимое имущество: дом в Лаврушинском переулке, где находится Художественная галерея.
В 1900–1901гг. жилой дом Третьяковых был целиком перестроен под музейные нужды. В 1905г. попечителем Галереи стал И.С.Остроухов, это позволило регулярно приобретать лучшие произведения, как старых русских мастеров, так и представителей новых течений. Остроухов писал: «Следует первое время быть поспокойнее и по разборчивее. За Павла Михайловича была многолетняя репутация, почти авторитет и собственные средства… Мы не имеем права увлекаться…». В 1910г. Галерея получила по завещанию предпринимателя, коллекционера и мецената М.А.Морозова картины из его собрания, среди которых были полотна французских импрессионистов К.Моне, Э.Мане, О.Ренуара, К.Писсаро, Э.Дега и других художников. В 1913г. попечителем Галереи стал известный художник и историк искусства И.Э.Грабарь. В это время в жизни Галереи произошли крупные перемены, начался «период реформ Грабаря». Решено было перестроить всю экспозицию по научному принципу, на уровне крупнейших европейских музеев, чтобы, по словам Грабаря, «раскрылась в строгой последовательности эволюция искусства и чтобы при этом посетитель с наименьшей затратой времени и энергии мог получить наиболее ясное представление о содержании данного музея».

Сирень

В соответствии с этим принципом картины каждого художника должны были находиться в одном зале, все художественные произведения планировалось разместить в строго хронологической последовательности, начиная с древнерусской живописи и кончая произведениями современных художников.
Впервые началось составление полного научного описания всего собрания, его фотографирование; были вынуты из рам и об мерены все картины. Эта работа позволила уточнить авторов многих произведений, местами изменив датировку и атрибуцию.  Была создана постоянно действующая реставрационная мастерская. Изменение экспозиции и научное изучение собрания нашли отражение в новом каталоге, изданном в 1917г. под редакцией И.Э.Грабаря.

Революция 1917 года не сразу изменила облик Галереи, которая была национализирована  в июне 1918г. и передана в введение Народного Комиссариата по Просвещению (Наркомпрос).  Декрет о национализации Третьяковской галереи подписанный В.И. Ульяновым (Лениным) гласит:

“ДЕКРЕТ О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ”

Принимая во внимание, что Московская Городская Художественная Галерея П и СМ Третьяковых является по своему культурному и художественному значению утверждением, выполняющим общегосударственные просветительные функции и что интересы рабочего класса требуют чтобы Третьяковская галантерея вошла в сеть общегосударственных интересов, направленных в своей деятельности Народным Комиссариатом по Просвещению, Совет Народных Комиссаров постановил:
1\. Московская Городская Художественная Галерея П и СМ Третьяковых объявить Государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики и передать в ведение Народного Комиссариата по Просвещению на общем основании с прочими государственными музеями.
2\. Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Народном Комиссариате по Просвещению срочно выработать и ввести в действие новое положение об управлении галереей и ея деятельности в соответствии с современными музейными потребностями и задачами демократизации художественно-просветительных учреждений Российской Советской Республики.

Председатель Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянов (Ленин)
Управляющий Совета Народных Комиссаров (подпись)

3-го июня 1918г.
Москва
Попечителю галереи И.Грабарю пришлось на время превратиться из научного руководителя в снабженца и сосредоточить внимание не только на сохранность коллекции Третьяковской галереи, но и поступавших  в музей на временное хранение многих художественных собраний, которым грозило разграбление и уничтожение в это нелегкое время.
Ценности в залах великие, поэтому все они должны быть обеспечены по последнему слову техники сигнализацией и камерами слежения. Многие картины сильно на психику действуют. Ведь жизнь на них изображена реалистично, такой, какая есть. А это и баталии, и казни, и людское горе. Особенно картины в зале Верещагина «Апофеоз войны» и другие. То ли зал древнерусской живописи. Там иконы древние, на моленные. Люди приезжают, чтобы им поклониться. После присутствия посетителей в этом зале икон душевное спокойствие обретается.

В начале Великой Отечественной войны Совет Народных Комиссаров СССР принял решение – в целях сохранения уникальных произведений искусств Государственной Третьяковской галерея и других музеев упаковать ценности и подготовить их к эвакуации. Было принято Распоряжение СНК СССР о временном вывозе уникальных произведений искусств.

Указание СНК СССР о эвакуации Третьяковки.

Благодаря высокой квалификации, знанию материала, организованности реставраторов, научных сотрудников и технических работников Третьяковки в невероятно короткий срок экспозиционные произведения были сняты со стен, вынуты из рам, систематизированы по размеру, заклеены бумагой для профилактики,
Большие полотна накатывали на валы, заключали в металлическую оболочку, запаивали и упаковывали в ящики с хорошей изоляцией.
В середине лета с Казанского вокзала основная часть картин Третьяковской галереи была отправлена специальным эшелоном в глубокий тыл в Новосибирск, одновременно были отправлены экспонаты Государственного музея нового западного искусства, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и музея восточных культур. Сопровождали груз сотрудники разных музеев. Отвечал за весь груз  директор Третьяковской галереи А.И.Замошкин.
В Новосибирске музейные фонды разместили в недостроенном здании Оперного театра Началась ответственная хранительная работа:  круглосуточные дежурства в хранилищах, обходы, контрольные вскрытия  ящиков, обследования произведений.
В начале осени немецко-фашистские захватчики вступили в пределы Московской области. Москва готовилась к отражению агрессора.
Через месяц после начала агрессии немецкие самолёты начали усиленно бомбардировать Москву и ее пригороды. В ночь с 11 на 12 августа две фугасные бомбы обрушились на здание Третьяковской галереи.  Рухнуло междуэтажное перекрытие  верхнего  и нижнего зала, в нескольких местах был разрушен стеклянный потолок. Вышли из строя отопительная и вентиляционная системы.
В середине августа была отгружена вторая очередь художественных произведений Третьяковской галереи. Огромная баржа с экспонатами отплыла от Речного вокзала  Москвы и почти сразу же попала в зону воздушного боя. Поврежденную крышу баржи починили только в Горьком  (ныне Нижний Новгород), где на борт была взята художественная коллекция Русского музея. Далее маршрут лежал вверх по Каме к месту назначения – городу Молотову (ныне Пермь), где в  картинной галерее предполагалось поместить эвакуированные произведения. Груз сопровождали старший научный сотрудник Третьяковской галереи М.М.Колпакчи и реставратор И.В.Овчинников. До конца эвакуации они самостоятельно несли ответственность за фонды музея,  считаясь хранителями филиала ГТГ.

Здание в Лаврушинском переулке опустело. В первые дни войны многие сотрудники Галереи ушли служить в армию или в народное ополчение.  В ноябре 1941 года состоялась третья очередь вывоза художественных произведений в Новосибирск. Сопровождала груз С.И.Битюцкая, вскоре назначенная главным хранителем филиала ГТГ. В связи с эвакуацией музейных фондов, штат сотрудников значительно сократили; к зиме 1942 года числилось составила не более тридцати человек. В залах было холодно,   гулял ветер, в щели залетал снег. В таких условиях становилось крайне тяжело хранить экспонаты.В Москве небольшой  коллектив сотрудников Третьяковской галереи во главе с заместителем директора С.И.Прониным и главным хранителем Е.В.Сильверсван  продолжал хранить несколько тысяч  экспонатов на протяжении 1941–1943 годов, а также художественные  рамы и подрамники от вывезенных  картин.
В течение 1942–1944 годов продолжали ремонт Галереи. За это время в ее залах было устроено девять выставок.

Хранение картин Третьяковки в Новосибирске. 1942

К  началу 1942 года в Оперном театре Новосибирска было сосредоточено огромное количество художественных и культурных ценностей.   Прибыли экспонаты из музеев Ленинграда,  Горького, Смоленска и других городов. Туда же поступили произведения из музеев Украины и страшно изуродованная, вывезенная в последнюю минуту из Севастополя,  знаменитая панорама Ф.А.Рубо, посвященная героической защите города от англо-французской интервенции во время Крымской войны (1853–1856гг). В сентябре 1942 года состоялась четвертая, завершающая очередь эвакуации художественных произведений  Третьяковской галереи из Москвы.

Несмотря на сложные условия хранения, сотрудниками Третьяковской галереи в Новосибирске были приложены все усилия для сохранения произведений.
В октябре 1944г. вышло постановление СНК СССР «О реэвакуации художественных коллекций музеев г.Москвы и Московской области».

Распаковка картины А.А.Иванова после реэвакуации

В ноябре 1944г. экспонаты галереи были возвращены из мест эвакуации. Вскрытие ящиков показало хорошую сохранность произведений.
Благодаря навыкам в деле сохранения и реставрации, умению организовать упаковку и транспортировку художественных ценностей, сотрудники Галереи в сложных и тяжелых условиях войны сумели сберечь художественный фонд музея и вернуть его в идеальной сохранности. На фотографии показана распаковка картины А.А.Иванова «Явление Христа народу» после эвакуации 1944г.

Благодаря усилиям сотрудников Галереи сокровища русского искусства были сохранены. Комиссия в составе представителей Комитета по искусству, ведущих реставраторов и искусствоведов пришла к выводу, что все экспонаты находятся в отличном состоянии.  Спустя неделю после окончания Великой Отечественной войны 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галереи была вновь открыта. С раннего  утра огромная толпа заполонила Лаврушинский переулок.   На торжество были приглашены  военные, дипломаты,  ведущие ученые, писатели, артисты и художники. Радость и гордость переполняла сердца участников этого события. После возвращения из эвакуации Государственная Третьяковская галерея оказалась первой среди центральных музеев, распахнувшей свои двери перед благодарной публикой.

Довоевался

Инженерный корпус Третьяковской галереи

Инженерный корпус Третьяковской галереи (Депозитарий для хранения и рестарации картин)

Сегодня в Третьяковке уже более 140 тысяч экспонатов – живопись, графика, скульптура, изделия декоративно-прикладного искусства. Показывать одновременно такое обилие экспонатов было невозможно. В 1956 году, когда отмечалось 100-летие Галереи, было принято решение о строительстве нового здания Третьяковской галереи. Место было выбрано напротив Центрального парка культуры и отдыха имени А.М.Горького, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремля и исторического дома в Голутвине, где. родился П.М.Третьяков. Намечалось закончить стройку в 1961г. и полностью перевести туда все коллекции Галереи. В конце 1970г. строительство здания на Крымском валу было завершено, а в 1980г. завершена крупная реконструкция Третьяковки и у музея появился новый корпус – Депозитарий.  Строительство Депозитария в Лаврушинском переулке.  В 1984 году Постановлением Правительства строительные работы поручались Главмосстрою, а специальное хранилище было возложено на Главвоенстрой, Минсредмаш и ряд других министерств оборонных отраслей промышленности. Техническая координация и контроль за  оснащением специальных хранилищ Депозитария возлагалась на Комиссию Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам. На фото  виден  Депозитарий – специальное хранилище для музейных экспонатов.В этом здании Галереи также располагаются отделы реставрации масляной и темперной живописи, графики и скульптуры.

Вернисаж Третьяковки на Крымском валу

Вернисаж Третьяковки на Крымском валу

Сотрудники ВПК, принимавшие участие в реконструкции “Третьяковки”

В Комиссии ВПК совместно с руководством Галереи Ю.К. Королевым, был подготовлен и утвержден план работ по созданию специального оборудования и приборов. Курирование этих вопросов в ВПК было поручено Заместителю Председателя Комиссии Президиуме Совмина СССР Л.И.Горшкову, Начальнику отдела Антипову Ю.Е. и Заместителю начальника отдела Городилину В.М.
Начав строительство в 1983г., уже в 1985г. был сдан в эксплуатацию первый новый корпус, вместивший все собрание как из экспозиции в Лаврушинском, так и из храма-запасника. На тот момент Депозитарий стал воплощением последних строительных технологий. Особое внимание было обращено на оснащение смотровых залов и запасников картин охранной и противопожарной системами. Депозитарий был возведен из железобетона, снаружи покрыт утеплителем, а сверху –  декоративными панелями из цветного железобетона.

При всей популярности бетона, музейные помещения из него все же не строили – материалу свойственно поглощать влагу из окружающей среды на протяжении многих лет. Но одна из главных новаций, появившихся в Галерее после реконструкции – это мощные установки искусственного климата, занимающие обширные пространства в подвальных и чердачных помещениях галереи и позволяющие поддерживать стабильные параметры температуру плюс 19, влажность 50–55 процентов, что приостанавливает процесс старения произведений. Среди других технических нововведений – система автоматического газового пожаротушения и электронная многоуровневая система охраны.
Искусственное освещение в залах было решено с учетом современных достижений светотехники. Депозитарий Третьяковки – пространство с практически идеальными условиями хранения произведений.

Третьяковская Галерея 2012 года

На легко выкатываемые кассеты на титановых крючках подвешены картины и иконы. Графика хранится в шкафах из дерева 20-летней выдержки, без какого-либо химического покрытия и пропитки. Скульптуры размещены на металлических стеллажах. В Депозитарии также находятся произведения прикладного искусства, мебель и рамы.
С  экспозицией Депозитарий соединен переходом на уровне второго этажа, и можно оперативно перемещать экспонаты между корпусами музея, причем в стабильных климатических условиях. Выставки, проводящиеся в других городах и странах, также формируются в стенах Депозитария.  Здесь, в отдельном  помещении,  тщательно упаковывают произведения в специальные ящики. Через дебаркадер, оснащенный талью и тепловой завесой, на  специальных тележках через подъемные жалюзи ящики грузят в трейлеры, тоже оснащенные климатическими установками. Многие полотна находятся в специальных защитных «конвертах».

Храм Святителя Николая в Толмачах Третьяковской галяреи

Храм Святителя Николая в Толмачах Третьяковской галереи

В 1986г. к Государственный Третьяковской галерее на правах отделов был присоединен ряд московских музеев мемориального характера – Дом-музей П.Д.Корина, Дом-музей В.М.Васнецова, Музей-квартира А.М.Васнецова, Музей-мастерская А.С.Голубкиной. В связи с этим Третьяковская галерея получила новый статус и стала именоваться «Всероссийское музейное объединение “Государственная Третьяковская галерея”». В 1989г. был построен еще один новый корпус. Он предназначался для выставочных залов, конференц-зала, информационно-вычислительного центра, детской изостудии,  а также  инженерных систем и служб, поэтому и получил название «Инженерный корпус».

Принципиальной особенностью проекта стало включение в музейный ансамбль памятника архитектуры XVII века – Храма Святителя Николая в Толмачах. Ныне он восстановлен, освящен и действует в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее; в 1999г. сюда перенесена икона «Богоматерь Владимирская», особо почитаемая православными верующими России. Так закончилось мое первое знакомство с “Государственной Третьяковской галереей”. Я счастлив, что мне удалось не только познакомиться с Третьяковской галереей, но и вложить частичку своего труда в это благородное дело.
За успешное выполнение задания по сохранению и развитию Третьяковки в 1995г. Ю.К.Королев (посмертно) и авторский коллектив были удостоены Государственной премии Российской Федерации.

Заместитель начальника отдела Комиссии Президиума Совета Министров СССР (1958 -1993гг.) Городилин Валентин Михайлович.

Written on Март 1st, 2012

Гвардия-ВПК is proudly powered by WordPress and the Theme Adventure by Eric Schwarz
Entries (RSS) and Comments (RSS).

Гвардия-ВПК

Гвардия-ВПК – это образ жизни